Как я работал машинистом электропоезда в метро

Он не только открывает дверь для пассажиров и управляет составом, но также отвечает за безопасность движения и постоянно учится.

Я два с половиной года работал в метро Санкт-Петербурга и прошел весь путь от стажера до машиниста четвертого класса.

В этой статье расскажу, как устроиться машинистом в Петербургский метрополитен, как устроен рабочий день и с какими сложностями придется столкнуться. О зарплате, конечно, тоже расскажу.

Я за работой. Подъезжаю к станции «Московские ворота»

Чем занимается машинист

У машинистов три основных вида работы:

  1. Работа на линии с пассажирами.
  2. Подмена других машинистов во время перерывов.
  3. Резерв.

Расскажу о каждом подробнее.

Машинист на линии целый день перевозит пассажиров. На конечных станциях маневровые машинисты помогают ему оборачивать поезд. За смену машинист проезжает примерно 300 км.

проезжает в среднем машинист за смену

Подменные машинисты отпускают на перерывы основных и маневровых машинистов. Еще во время своей смены они часто ездят в депо: отрабатывают возможные аварийные ситуации или берут дополнительный состав, чтобы хоть немного разгрузить линию метро в часы пик.

Резервные машинисты — своеобразные дежурные. Они выходят в рейс за тех коллег, которые не смогли пройти медицинский контроль. Еще они помогают в депо: ездят на мойки и готовят составы к выходу в «горячий резерв». Если на линии сломается основной состав, его смогут быстро заменить поездом из резерва.

Один состав готовят к работе за 26 минут. За это время машинист обязан полностью все проверить: как работает тормозная магистраль и двери, все ли в порядке с подвагонным оборудованием. Еще он смотрит, чтобы в салоне было чисто, чтобы технологические отсеки были закрыты, а огнетушители заряжены. Если у машиниста возникают замечания по составу или он выявляет серьезные недочеты, то может взять другой поезд у дежурного по депо.

Машинист работает только на той линии, на которой учился в технической школе. Если потребуется помощь машинистов с другой линии, то это считается уже командировкой и оплачивается дополнительно — плюс 15% к зарплате.

Для командировки нужно сдать отдельный экзамен на знание другой линии и подвижного состава. К примеру, в Петербурге на четвертой линии ходят поезда 81-й серии, а на третьей — более современные «Нева» и «Юбилейные». Эти составы сильно различаются: у каждого своя инструкция по эксплуатации и по выходам из аварийных случаев.

Как стать машинистом

Раньше я работал инженером-технологом на заводе в Санкт-Петербурге. Однажды увидел объявление о наборе машинистов в метро. На заводе как раз начались проблемы с выплатой зарплаты, и я решил узнать, есть ли открытые вакансии в метрополитене Санкт-Петербурга. Честно признаюсь, что меня привлекла зарплата от 60 000 Р и официальное трудоустройство.

На официальном сайте я увидел, что набор машинистов в метро идет постоянно, нужно только потратить семь месяцев на учебу. Кстати, для работы машинистом не требуется специального технического образования или особых допусков по электробезопасности. В метро возьмут даже с основным общим образованием — после одиннадцати классов школы. Всему остальному научат на курсах.

Я позвонил в отдел кадров и уточнил, когда и куда приходить. С собой попросили взять документы об образовании, паспорт и военный билет. Когда пришел, увидел очередь из десяти человек.

Все трудоустройство делится на три основных этапа:

  1. Проверка зрения.
  2. Психологическая проверка.
  3. Медицинская комиссия.

Проверка зрения. Хорошее зрение — основное требование для машиниста из-за тяжелых условий труда: в тоннеле темно, а при выезде на станцию освещение резко меняется. Зрение проверяют сразу после первой встречи в отделе кадров. Подозреваю, что это нужно, чтобы не тратить время и деньги на последующие проверки потенциального кандидата.

Острота зрения должна быть 1,0 на оба глаза. Поэтому, если со зрением у вас есть проблемы, даже не стоит пытаться устроиться в метро — только потратите время.

В отделе кадров я получил направление в поликлинику метрополитена, смог выбрать подходящую дату и время. Проверка сложная и долгая, это не обычный осмотр у окулиста. Сначала меня попросили прочитать последнюю строчку на таблице Сивцева. Затем врач проверил цветоощущение, базово оценил состояние глазного дна и сетчатки, измерил глазное давление. Все процедуры заняли 10 минут, но это была только первичная проверка на узкий зрачок. После этого врач закапал в глаза капли, которые расширяют зрачок, и отправил меня в коридор на час — ждать, пока препарат подействует.

Проверка на широкий зрачок нужна, чтобы точнее оценить состояние внутренней части глаза. На узкий зрачок данные могут быть неполными. Вот только стоит учитывать, что с широким зрачком зрение становится мутным и как будто размытым. Сложно разобрать текст вблизи, читать книгу или смотреть что-то в телефоне тоже некомфортно. Эффект длится четыре часа, но полностью зрение у меня восстановилось только через восемь часов. В этот день лучше не садиться за руль.

Через час врач вызвал меня на повторные тесты — они были теми же самыми, что в начале. Эта проверка тоже длилась 10 минут. Мое зрение оказалось отличным. Врач сразу же написал заключение и отдал его мне на руки. При положительном результате кандидата направляют обратно в отдел кадров. Вся проверка зрения от входа в поликлинику до выхода заняла у меня два часа.

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Психологическая проверка — самый длительный этап в трудоустройстве. Он состоял из трех дней, между каждым была неделя перерыва — в это время психологи изучают результаты каждого кандидата. По моим наблюдениям, на этом этапе из-за высоких требований к стрессоустойчивости отсеивается 80% кандидатов. Кандидаты должны спокойно отвечать на все вопросы, выдерживать большую умственную нагрузку. При мне один мужчина начал громко спорить с психологами, потому что не понимал, как выполнять задание. Через пять минут с ним попрощались.

В первый день проходит вводное занятие в группе из 20—30 человек. Участникам показывают презентацию о работе машиниста и дают тест из 20 вопросов. В нем вопросы по физике из школьной программы и вопросы на механическую понятливость из теста Беннета — это тест на выявление технических способностей. Мы отвечали на вопросы из курса электрики — например, в чем измеряется сила тока, сопротивление и напряжение; пытались понять, глядя на рисунки, в какую сторону движутся шестеренки.

Потом психологи отвечают на вопросы, которые возникли после презентации, и по одному вызывают на собеседование. На нем меня спрашивали о разном: о личной жизни, как узнал о вакансии и какие планы на будущее. Были и сложные вопросы: например, что делать в критических ситуациях, когда человек падает на путь. Кандидат должен ответить, будет ли оказывать первую помощь пострадавшим или нет. Если ответ отрицательный, то, вероятно, человеку эта работа не подойдет.

Во второй день группа работает с психологом с помощью мини-тестов. Психологи задают вопросы на знание русского языка, математики, физики. Еще упор делается на проверку памяти, ведь машинист должен быстро запомнить огромные объемы информации, а некоторые инструкции и вовсе выучить наизусть. Проверка идет по школьной программе — это может звучать странно, но на самом деле психологи оценивают не знания, а реакцию на вопросы, поведение кандидатов и прочие подобные факторы.

Проверка интенсивная: кандидаты должны быстро отвечать на все вопросы и выполнять задания. Вот какие тесты я проходил.

Тест Лурия «10 слов». Нам выдали пустые листочки и продиктовали 10 слов. Их надо было запомнить, записать и сдать бумагу. Так повторилось три раза, все это время диктовали одинаковые слова. В конце всех тестов, примерно через три часа, нам снова выдали пустые листочки и предложили написать слова, которые удалось запомнить.

Читайте также:  Танцевальные школы и студии у метро Чертановская

Тест Бурдона, его еще называют корректурной пробой. Он нужен для проверки концентрации и внимания. Я получил бланк, на котором в случайном порядке были написаны ряды букв и символов. Среди них нужно было найти и вычеркнуть определенные буквы — мне достались «В» и «У».

Тест «Интеллектуальная лабильность». Нам выдали бланк и начали зачитывать вопросы по списку. Например, нужно было обвести определенные буквы в словах, зачеркнуть гласные или согласные, нарисовать кружочки и черточки. Вопросов было много, а паузы между ними — всего 2—3 секунды. Я на некоторые вопросы не успевал отвечать, их приходилось пропускать.

Что-то типа изложения и сочинения. Нам прочитали короткий текст, примерно на три абзаца, затем попросили написать его по памяти и дополнить от себя. После этого нужно было еще отдельно написать, какой смысл у этого рассказа.

Творческое задание. Попросили нарисовать животное, а на обратной стороне листа написать сочинение о нем. Требуется написать минимум половину листа А4. Схитрить и писать большим почерком не получится, попросят дописать.

Пословицы. Нужно было написать, как мы понимаем смысл пословиц, — их было всего пять штук, например «Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса».

Тест СМИЛ из 566 вопросов. Вопросы и темы там самые разные, похожий можно попробовать пройти в интернете.

После тестов нам выдали таблицы Шульте — в них в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Необходимо показать и назвать в заданной последовательности все числа в возрастающем и убывающем порядке. Норма времени на одну таблицу — 40—50 секунд. Если голова работает хорошо, то со временем уже начинаешь запоминать расположение чисел — становится проще. Но на последних двух таблицах психолог начала вслух называть рандомные числа, чтобы спутать. Я был совсем не готов к такому, но быстро смог снова сконцентрироваться.

В третий день проверяют внимательность — на компьютере запускают тест «Точка по кругу». На экране была большая окружность, которая состояла из 60 маленьких серых кругов. По этим серым кругам последовательно перемещается зеленая точка — шаг в секунду. Но в случайные моменты зеленая точка может перейти не на следующую, а перепрыгнуть через одну — при каждом таком прыжке требовалось нажать на кнопку. Тест длится час и требует максимальной внимательности.

Если вы не прошли психологическую проверку, то через полтора-два года можно попробовать снова.

Медицинская комиссия состоит из трех дней, но может быть увеличена, если потребуется. Врачей не так много, осмотр занимает не более двух часов, но при этом каждый день измеряют пульс и давление. Например, у меня на второй и третий день был увеличенный пульс из-за стресса, поэтому мне назначили два дополнительных дня проверки.

Кандидаты проходят осмотр у хирурга, невролога, отоларинголога, терапевта, делают флюорографию и сдают анализы.

Врачи проводят стандартные процедуры. К примеру, хирург полностью осмотрит тело и спросит про скрытые заболевания. Невролог своим чудо-молоточком постучит по коленкам и посмотрит на реакции. Отоларинголог провела диагностику на порог слышимости — для этого она отвела меня в шумоизоляционную кабину, в которой были только наушники и стул. Когда в наушниках был слышен шум, надо было нажимать на кнопку. А еще врачи делают ежегодно вибротестирование, так как в метро повышенная вибрация. Для него на палец надели специальный прибор с кнопкой — в случайное время он начинал вибрировать, в такие моменты нужно было нажимать на кнопку и держать ее. Потом такой тест делали каждый год.

На третий день терапевт дает заключение. Если все хорошо, то специалист отдела кадров называет кандидату в машинисты дату начала учебы в технической школе.

Обучение в технической школе

Обучение длится семь месяцев и состоит из двух равных частей — теории и практики. Во время теоретического курса студенты получают стипендию, ее сумма зависит от успеваемости: например, я после вычета налогов получал 10 440 Р.

стипендия, которую я получал во время обучения в технической школе

Контракт на обучение. Через неделю после начала занятий студентов приглашают на экскурсионную поездку в метро — конечно, не просто в поезде, а с машинистом в кабине. После этого заключают контракт: в нем мы обязались отработать год после обучения. Если кто-то из студентов не сдает экзамены или не отрабатывает год, он должен будет вернуть примерно 100 000 Р.

Если студент смог трудоустроиться, то сумма постепенно уменьшается. К примеру, если человек после технической школы отработал 10 месяцев и по каким-то причинам решил уволиться, то ему останется возместить около 16 000 Р. Всю сумму не обязательно платить сразу. В отделе кадров можно договориться о рассрочке. Один из моих одногруппников не смог сдать экзамены и возвращал 105 000 Р за шесть месяцев.

Впрочем, есть вариант не платить эту сумму: можно устроиться в метрополитен на другую должность и тоже отработать год. Если есть вакансии, конечно.

Предметы. Занятия у нас проходили пять дней в неделю с 09:00 до 16:20. Вот какие предметы мы изучали:

  1. Механическое, пневматическое и электрическое оборудование.
  2. Правила технической эксплуатации метрополитена.
  3. Управление электропоездом.
  4. Линии метрополитена.
  5. Охрана труда.

Если у вас есть техническое образование, понимать базовые вещи — например, как работают зубчатые передачи, — будет проще. Впрочем, если вы с этим никогда не сталкивались, страшного ничего не будет. Ребята в группе охотно помогали друг другу: многие из нас даже приходили на час раньше, чтобы обсудить непонятные вопросы по учебе. После занятий просили ключи от кабинета и задерживались, чтобы проверить свои знания на больших схемах по электрике. Конечно, это можно делать дома одному, но в группе все мелкие вопросы решаются более оперативно.

Источник

Безопасность ребенка: на улице, в торговом центре, в метро. Повторяем правила

Если ребенок потерялся. Как вести себя в толпе. Как вести себя с незнакомцем

Ирина Чеснова
кандидат исторических наук, семейный психолог, автор книг для родителей

Летом жизнь детей не так расписана по минутам, как в течение учебного года, и есть ситуации, когда ребенок школьного возраста может оказаться без присмотра взрослых: гуляя во дворе, отправляясь с приятелем в кино. Дошкольникам тоже не помешает напомнить правила безопасности — что делать, если потерялся в многолюдном месте, отстал от родителей в метро. Ирина Чеснова показывает, как сделать это в краткой и доступной форме.

Что делать, если потерялся

Есть такие места, где всегда много народа, — оживленная улица, большой магазин, площадь во время праздничных гуляний, парк отдыха, шумное метро или вокзал, театр или цирк. Там надо быть очень осторожными и держаться с родителями за руки. Стоит зазеваться или отвлечься, людской поток может запросто оторвать тебя от взрослых и, как бурная река, увлечь за собой.

И вот уже тебя с родителями разделяет много людей, вы не видите друг друга. Опасная ситуация, правда? Так можно и совсем потеряться!

Если это случилось, есть несколько простых правил, которые помогут тебе найтись как можно быстрее.

  • Во-первых, обязательно выучи свой домашний адрес, телефон, а также номера мобильных телефонов родителей. Все это очень пригодится в случае, если никто из окружающих не будет знать, кто ты и как вернуть тебя твоим близким.
  • Во-вторых, успокойся и потуши, как пожар, свою панику. Потерять из виду родителей — это всегда страшно, но нельзя позволить, чтобы страх поглотил тебя целиком. Когда мы боимся, то перестаём ясно мыслить, и вот тогда-то и совершаем разные глупости.
Читайте также:  Станция метро под невой

Итак, тебе нужно замереть, превратиться в живой памятник, выдохнуть свой страх и подумать о том, что твои родители уже тебя ищут! Они же взрослые! Как только тебя не оказалось рядом, они тут же начали тебя искать. И вот-вот найдут!

Тебе не нужно никуда бежать, не нужно метаться испуганным зайчиком. Чтобы тебя побыстрее нашли, нужно просто стоять на месте (можно даже поднять руки вверх) и громко-громко кричать:

— Мама, папа, я здесь! Мама, папа, я здесь! Мама, папа, я здесь!

Если рядом есть высокое место, на которое можно забраться — стул, скамейка или что-то подобное, — еще лучше. Встань на него, чтобы тебя было лучше видно и слышно.

Когда человек вдруг оказывается на необитаемом острове и видит, что вдалеке плывет корабль, он что обычно делает? Правильно: прыгает, машет руками и кричит: «Э-ге-гей! Заберите меня отсюда!». И тебе нужно поступить точно так же.

Если через несколько минут родители тебя пока не нашли, не отчаивайся. Они все равно без тебя никуда не уйдут. Обращайся к помощи взрослых.

Самые подходящие взрослые — это полицейский в форме на улице, продавец или кассир в магазине, сотрудник метро, вокзала, театра или цирка. Подойди к ним и скажи, что вы с родителями потеряли друг друга. Они обязательно что-нибудь придумают — например, позовут твоих родителей громче тебя, позвонят им по мобильному телефону, который ты скажешь (вот для чего нужно знать его наизусть!), или объявят о тебе по громкой связи.

Если ты отстал от родителей в метро

Бывают и такие ситуации, когда в толчее метро ты не успеваешь выйти из вагона, двери закрываются, мама оказывается на перроне, а поезд увозит тебя с собой. Тогда от страха даже дышать сложно.

Заранее договорись с родителями, что ты просто выйдешь из вагона на следующей станции и будешь их там ждать. Тогда они зайдут в следующий поезд и уже через несколько минут найдут тебя и смогут крепко-крепко обнять. Если ты не успеваешь войти в вагон, а родителей увозит поезд, родители вернутся за тобой сами.

Как выбраться из толпы

На некоторые мероприятия много людей собираются вместе — концерт послушать, футбольный матч или авиашоу посмотреть. Еще большое скопление народа бывает на митингах, шествиях, фестивалях. С одной стороны, когда кругом люди, — это хорошо, если что-то случится, кто-нибудь откликнется и поможет. С другой стороны, настроение толпы не всегда бывает спокойным и мирным. Люди, собравшиеся вместе, могут быть расстроены, возбуждены или испуганы чем-то. И тогда среди них начинается паника. Толпа становится огромным диким буйволом, который несется, не разбирая дороги, и может даже затоптать.

Источник

Правила метро для детей

от 29 сентября 2020 года N 776

Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Соколова М.Ю.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства Санкт-Петербурга
от 29.09.2020 N 776

Правила пользования Петербургским метрополитеном

I. Общие положения

1. Настоящие Правила пользования Петербургским метрополитеном (далее — Правила) разработаны в соответствии с Типовыми правилами пользования метрополитеном, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.10.2018 N 386.

2. Правила определяют:

1) порядок организации перевозок пассажиров и провоза ручной клади Петербургским метрополитеном (далее — метрополитен);

2) условия перевозок пассажиров и провоза ручной клади метрополитеном;

3) требования к информированию пассажиров, находящихся в вагонах поездов метрополитена (далее — вагоны, поезда), на станциях метрополитена (далее — станции) и на межстанционных переходах для пассажиров (далее — межстанционные переходы).

3. В Правилах под перевозчиком понимается Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (далее — ГУП "Петербургский метрополитен" или перевозчик).

4. Правила направлены на обеспечение безопасности перевозки, повышение качества обслуживания пассажиров и обязательны к выполнению всеми лицами, находящимися на территории метрополитена.

5. Территория метрополитена — объекты инфраструктуры метрополитена, подвижной состав метрополитена и привестибюльная территория.

Привестибюльная территория — территория, непосредственно примыкающая к вестибюлю станции метрополитена и находящаяся в границах земельных участков, находящихся в аренде у перевозчика.

II. Порядок организации перевозок пассажиров и провоза ручной клади метрополитеном

6. Перевозка пассажиров и провоз ручной клади перевозчиком осуществляются по маршрутам регулярных перевозок.

7. Перевозка пассажиров и провоз ручной клади метрополитеном осуществляются перевозчиком в соответствии с утвержденным графиком (расписанием) транспортного обслуживания.

8. Перевозка пассажиров и провоз ручной клади сверх установленных норм осуществляются в соответствии с утвержденными тарифами.

9. Время работы станций на вход и выход пассажиров, время закрытия межстанционных переходов определяются перевозчиком по согласованию с Комитетом по транспорту на основе утвержденного графика транспортного обслуживания пассажиров. В случаях, связанных с угрозой безопасности жизни и здоровью пассажиров время работы станций на вход и выход пассажиров, время закрытия межстанционных переходов определяются перевозчиком.

III. Условия перевозок пассажиров и провоза ручной клади метрополитеном

10. Основанием для перевозки пассажира и провоза его ручной клади метрополитеном является заключение договора перевозки пассажира.

11. Заключение договора перевозки пассажира и внесение платы за перевозку и провоз ручной клади сверх установленных норм подтверждаются проездными документами, выдаваемыми перевозчиком после внесения пассажиром соответствующей платы.

Заключение договора перевозки с пассажиром, имеющим право на бесплатный или льготный проезд, осуществляется после предъявления этим лицом документа, подтверждающего такое право.

12. Порядок пользования эскалаторами, траволаторами, лифтами и подъемными платформами определяется перевозчиком в соответствии с документацией по их технической эксплуатации.

13. По прибытии поезда на станцию посадка в вагон должна осуществляться после окончания высадки из него.

14. При перевозке пассажиров перевозчик не обязан предоставлять каждому пассажиру отдельное место для сидения.

15. Перевозка детей, не достигших возраста семи лет, осуществляется только в сопровождении взрослого пассажира, обеспечивающего их безопасный проезд. Перевозка детей с использованием детских колясок должна осуществляться при условии обеспечения безопасности детей и пассажиров.

16. В случае неисправности электронного носителя проездного документа, приобретенного в кассах метрополитена либо в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении "Организатор перевозок" (далее — ГКУ "Организатор перевозок"), замена такого носителя осуществляется в зависимости от вида электронного носителя и (или) проездного билета либо в кассах метрополитена, либо в ГКУ "Организатор перевозок". Замена электронных носителей, приобретенных в иных организациях, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

17. Контроль за оплатой пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм осуществляется на пропускных пунктах станций в автоматизированном режиме либо при предъявлении соответствующего проездного документа лицу, уполномоченному на осуществление контроля за оплатой пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм (далее — контролер).

18. Услуги по перевозке и провозу ручной клади метрополитеном не оказываются лицу:

1) не предъявившему при проверке в пропускном пункте по требованию контролера действительный проездной документ (за исключением жетонов), а в случае использования права бесплатного или льготного проезда — также не предъявившему документ, подтверждающий право этого лица на бесплатный или льготный проезд, в котором не содержится его фотографии, а также предъявление документов, удостоверяющих личность пассажира и подтверждающих право на установленную законодательством Российской Федерации льготу по оплате услуг по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм;

Жетон — разовый проездной билет в метро.

2) не предоставившему контролеру карту с электронным носителем информации либо иной электронный носитель информации — в случае использования проездного документа, часть или все реквизиты которого оформлены в электронном виде;

Читайте также:  Как доехать до автовокзала Москвы Казанский вокзал

3) не соблюдающему Правила, требования законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности и обязательные для исполнения гражданами правила поведения при введении режима повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — режим повышенной готовности) или чрезвычайной ситуации.

19. Возврат забытых пассажирами в вагонах, на станциях и межстанционных переходах вещей, обнаруженных другими пассажирами или работниками перевозчика, осуществляется в следующем порядке.

Все вещи, найденные на станциях или в вагонах поездов, передаются на временное хранение дежурному по станции.

Информация о найденных на станциях и в поездах метрополитена вещах предоставляется пассажиру в информационно-справочном центре метрополитена или с помощью интерактивных стоек станций.

При получении своей вещи пассажиру необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, и заполнить заявление. Плата за хранение забытых (найденных) вещей не взимается (возврат вещей осуществляется на безвозмездной основе).

Порядок и срок хранения найденных вещей на территории метрополитена определяются перевозчиком.

20. В целях обеспечения безопасности пассажиров досмотру подлежат пассажиры, ручная кладь, личные вещи, находящиеся при пассажирах.

21. Лица, отказавшиеся от досмотра, обязаны покинуть территорию метрополитена.

22. Лицам, находящимся на территории метрополитена, запрещается использовать документы, предоставляющие право прохождения процедуры досмотра в особом порядке, принадлежащие другим лицам.

23. При перевозке пассажиров и провозе ручной клади перевозчик обязан:

1) оказывать услуги по перевозке и провозу ручной клади пассажирам, оплатившим такие услуги, а также лицам, имеющим право на бесплатный проезд;

2) обеспечивать возможность приобретения пассажиром проездного документа до начала перевозки;

3) обеспечивать возможность выхода пассажира со станции прибытия в течение не менее 10 минут после проследования последнего поезда с пассажирами, в том числе открытие дверей и турникетов, работу технологического оборудования (лифтов, эскалаторов, траволаторов и подъемных платформ);

4) содержать в рабочем состоянии устройства связи пассажиров с работниками перевозчика на станциях и в вагонах;

5) представить при обращении пассажира, использующего проездной документ, часть или все реквизиты которого указаны в электронном виде, информацию о реквизитах его проездного документа, указанных в электронном виде, в том числе о сроке окончания действия проездного документа и об оставшемся количестве поездок (об оставшемся ресурсе проездного билета);

Ресурс проездного билета — количество поездок на метро и период действия проездного билета либо сведения о фиксированной сумме, в пределах которой предоставлено право на совершение поездок, и сроке действия такого права.

6) обозначать на пути следования пассажиров проходы, высота которых менее 210 см, сигнальными надписями и специальной маркировкой и (или) оборудовать такие проходы мягкими накладками.

24. Доступность услуги по перевозке и провозу ручной клади пассажирам из числа инвалидов должна обеспечиваться перевозчиком в соответствии с порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, устанавливаемым в соответствии с Федеральным законом "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

25. Перевозчик вправе:

1) расторгнуть в одностороннем порядке договор перевозки пассажира при несоблюдении пассажиром Правил, требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, обязательных для исполнения гражданами правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в таком случае плата за перевозку и провоз ручной клади пассажиру не возвращается в соответствии Федеральным законом "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

2) требовать от пассажира соблюдения Правил, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности и обязательных для исполнения гражданами правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

3) требовать от пассажира предъявления проездного документа, (за исключением жетонов), документа, который подтверждает возраст ребенка (в случае перевозки ребенка с использованием установленных льгот по оплате услуг по перевозкам и провозу ручной клади), кроме того, в случае использования проездного документа, предоставляющего пассажиру право на бесплатный или льготный проезд, в котором не содержится его фотографии, также предъявление документов, удостоверяющих личность пассажира, и подтверждающих право на установленную законодательством Российской Федерации льготу по оплате услуг по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм;

4) организовывать сопровождение и оказание помощи отдельным категориям пассажиров, в том числе лицам пожилого возраста, многодетным семьям, одиноким матерям, следующим с ребенком (детьми), родителям с детьми до 10 лет;

Источник

Досмотр вещей в метро: требования закона и права пассажира

Практически на любой станции метрополитена, пассажиров, имеющих при себе рюкзак или крупную сумку, могут подвергнуть досмотру. Вопрос о том, насколько это законно, и не нарушает ли прав гражданина, вызывает массу споров. Внести ясность сумела юрист нашего правового центра Елизавета Бурлюк, подробно рассказавшая об обязанностях сотрудников метрополитена, и том, что они могут сделать, а чего нет

Ни для кого не секрет, что метрополитен, как и любой другой объект общественного транспорта, является зоной повышенной опасности и пристального внимания как со стороны правоохранительных органов, так и сотрудников службы безопасности. На просьбу проверить содержимое сумки, рюкзака или иного багажа, большинство пассажиров реагирует вполне буднично, но многие усматривают в этом нарушение прав и законодательства. Борьбу с терроризмом не следует путать с вмешательством в частную жизнь гражданина.

«Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, принятая правительством, в качестве основной цели ставит защиту жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сотрудник службы контроля на метрополитене может предложить пассажиру пройти через рамку лишь в добровольном порядке. Обязать или попытаться вырвать силой ту или иную вещь для досмотра, он не имеет права»,— говорит юрист Елизавета Бурлюк

При отказе добровольно пройти через рамку металлоискателя или показать содержимое сумки, досмотр пассажира и его багажа может быть произведен только сотрудником полиции в рамках прав и полномочий, предоставленных ему ФЗ «О полиции». Правом же проводить досмотр пассажира и его багажа, сотрудники метрополитена не наделены. Сотрудники службы безопасности метрополитена имеют право выборочно проверять пассажиров. Тотального досмотра нет. Особое внимание вызывают неадекватные пассажиры, а также те, у кого при себе тяжёлый рюкзак или большая сумка.

«Подозрительных пассажиров попросят пройти через рамку и добровольно показать свои вещи. Отказавшихся проходить досмотр, в метро просто не пустят. Поклажу помещают в специальный сканер, проверяют металлодетектором или «обнюхивают» с помощью специального прибора, который является газоанализатором и улавливает взрывчатые вещества»,— поясняет юрист Елизавета Бурлюк

В случае если запрещённые вещества будут обнаружены, сотрудники службы безопасности могут отказать пассажиру в проезде и вызвать сотрудников полиции. Задерживать, а тем более применять физическую силу к подозрительному пассажиру, они не имеют права. Сотрудники органов правопорядка могут провести досмотр, но он должен проходить в присутствии понятых, а все действия должны быть внесены в протокол.

«Пассажирам следует с пониманием относиться к работе и просьбам сотрудников службы безопасности на транспорте. Даже если вы опаздываете, не следует пытаться силой прорваться на станцию метрополитена, иначе сотрудники полиции могут задержать вас за нарушение правил поведения и составить административный протокол. Это может занять куда больше времени, чем проверка сумки в сканере, тем более, следует помнить, что ряд вещей, например оружие или опасные вещества, перевозить в общественном транспорте запрещено»,— советует юрист Елизавета Бурлюк

Источник