М 33 факта о московском метро, которых вы наверняка не знали

Favorite В закладки

33 факта о московском метро, которых вы наверняка не знали

Вы точно не знаете, что на метро есть скидка 10% для избранных.

Метро — место, окутанное тайнами, историями и слухами. Мы собрали 33 самых интересных факта о столичной подземке.

Каждый месяц Смарт Карта даёт уникальный кэшбэк вдобавок к стандартному на всё – 1%. И сейчас это заправки, метро, автобусы и другой общественный транспорт.

Поехали с фактами.

1. Метро в Москве могло появиться в 19 веке

Метрополитен в Москве мог появится еще при царе — первые проекты относятся к 1890 году. Строительству помешало духовенство, заявив, что «человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю».

2. Раньше ездили по картонным талонам

metromuseum_msk-22

В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, действующим всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек. В 1959 появились турникеты, а в 1960, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. В 1992 талоны заменили на пластиковые жетоны, а в ноябре того же года на железные, которые действовали до февраля 1999.

Теперь в Москве только бесконтактные карты, а вышедшие из употребления московские жетоны используют в других городах — Екатеринбурге, Нижнем Новгороде.

3. Что делать, если упали на рельсы

Если оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами — здесь поезд не заденет. Не пытайтесь вернуться на платформу, рискуете наступить на контактный рельс, по которому проходят 850 вольт.

4. В метро бывали потопы

В 1984 году воды Царицынского пруда прорвались в один из тоннелей на участке «Каширская» — «Орехово». Восстановление заняло два месяца. Здесь же происходили крупные прорывы в 2001 и 2003 годах.

5. Забыли вещи, где искать?

kotelniki-03

Забытые вещи ищите на станции «Котельники». В восточном вестибюле находится склад, куда собирают утерянные вещи. Он работает ежедневно с 8:00 до 20:00. Вещи хранятся в течение шести месяцев.

Возможно, ваше имущество находится там, если его до этого никто не присвоил. При получении потерянной вещи предъявите документ, удостоверяющий личность.

6. Запомните знак экстренного торможения

Если рядом с вами кто-то упал на рельсы и нет времени бежать и просить помощи, встаньте рядом с краем платформы и делайте круговые движения рукой.
Можно взять сумку, шапку, любой яркий предмет — все, что привлечет внимание водителя. Он знает, что это знак экстренного торможения.

7. Московское метро любят снимать в кино

744327021

Столичная подземка довольно часто мелькает в кино. Вспомнить хотя бы фильм «Путевой обходчик», действие которого развивается в тоннелях рядом со станцией «Достоевская». А еще вы должны помнить безумную погоню на станции Арбатская в «Обители зла 5».

Самыми популярными среди кинематографистов ветками оказались «Арбатского-Покровская», «Сокольническая» и «Кольцевая», а самыми привлекательными — станции «Площадь революции» и «Маяковская».

8. В метро нет урн

До начала 90-х в метро были урны. Позже их убрали в качестве меры по защите от терроризма.

9. В Москве есть «Римская» станция

metro_rimskaya

В Москве есть станция метро «Римская», а вот в Риме «Московской» нет. Зато в Милане можно найти станцию «Mosсova». Такое название она получила в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве. Естественно, на стороне Наполеона.

10. В метро есть грузовые поезда

Днём в метро можно встретить грузовые поезда. Они возят из одного депо в другое электромоторы и запасные колеса. Грузовые поезда — это обычные составы. С вагонов снимают крышу, чтобы сверху помещать туда крупные грузы.

11. Чем пахнет в метро

0_ad0a9_4389202_orig

Вам нравится этот особенный запах метро? Так пахнет тягучее тёмное вещество под названием креозот, который делают из нефтепродуктов. Им обрабатывают деревянные шпалы, тем самым предотвращая гниение.

12. Метро собирались уничтожить

Во время войны, в октябре 1941 года, власти были готовы уничтожить метрополитен. Было поручено разработать план по его полной ликвидации — подземку собирались затопить. Потом приказ отменили.

13. Откуда ветер в метро

759022

Ветер и сквозняки в метро не только от вентиляции, но и от того, что поезда «двигают» воздух по тоннелям, как поршни.

14. Как поезда оказываются в метро

Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе «Метровагонмаш». Готовые вагоны цепляют к тепловозу и везут сначала по Ярославской железной дороге до станции «Северянин». Оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции «Подмосковная». Отсюда есть ветка в депо «Сокол».

15. Какая самая длинная станция

Metro_MSK_Line1_Vorobyovy_Gory

«Воробьёвы горы» — самая длинная станция московского метрополитена. Длина платформы составляет 284 метра. Чтобы пройти ее от начала до конца, придётся потратить 4 минуты.

16. Какую станцию постоянно переименовывали

Больше всех переименовывали станцию «Александровский Сад». Она называлась и «Коминтерн», и «Имени Коминтерна», и «Улица Коминтерна». С 1946 по 1990 год носила название «Калининская», а в 1990 году на несколько дней ее переименовали в «Воздвиженку».

17. В столичном метро была лаборатория

Metro_MSK_Line2_Dinamo_Central_Hall

В 1940 году на станции «Динамо» в ночное время работала физическая лаборатория. Космическое излучение, создававшее помехи в лабораториях на земле, не проникало на 40-метровую глубину станции. Благодаря проведённым физиками Г. Н. Флёровым и К. А. Петржак экспериментам, было открыто спонтанное деление ядер урана.

18. А вы видели в подземке доисторических животных?

В московской подземке можно встретить доисторических животных, навечно вмурованных в мрамор. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски — всю эту живность можно найти в любое время на тридцати станциях. В поисках вам поможет сайт Палеометро.

19. На «Таганской» есть бункер

0000058-big1

К станции «Таганская» примыкает подземный бункер, построенный в 1956 году. Бункер, он же «Объект ГО-42», построили на случай ядерного удара, и действовал он в качестве запасного командного пункта дальней авиации вплоть до 1995 года. После был рассекречен и превращён в музей.

20. Что такое эффект «Выхино»

Станция «Выхино» самая загруженная станция московского метрополитена, благодаря чему появился так называемый «Эффект Выхино». Он заключается в том, что поезда на станции в час пик заполняются настолько, что на следующих станциях, вплоть до пересадки на Кольцевую линию, поместиться в вагоны другим пассажирам невозможно.

21. Не забудьте потереть собаке нос

Woman touches nose of the "lucky dog" statue at the Ploshchad Revolyutsii Metro station in Moscow

На станции «Площадь Революции» есть примета: если потереть нос бронзового пса у скульптуры «Пограничник с собакой», удача не заставит себя долго ждать. В итоге собачий нос блестит, как хорошо начищенный самовар. А еще у статуи красноармейца периодически воруют револьвер: в среднем оружие пропадает 3-4 раза в год.

22. Какая самая тихая станция

Самая тихая станция московского метрополитена — «Пражская». Так вышло благодаря особому виду керамической плитки, которой облицованы путевые стены станции. Плитка содержит многочисленные воздушные поры, поглощающие звук.

23. Какая самая глубокая станция

0_ae08f_1915fbcc_orig

«Парк Победы» — самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Но в мире есть станции и глубже: например, киевская «Арсенальная» — 105,5 метров.

24. Где установлен памятник сочувствия животным

В вестибюле станции «Менделеевская» в 2007 году установили памятник «Сочувствие», посвященный гуманному отношению к бездомным животным.

25. Собаки тоже пользуются метро

metro-psy_6e7cff9f8ca89261a4f8dc3868fb330d

В столичной подземке проживают около 500 собак. Они здесь греются зимой и попрошайничают. Одни трутся в вестибюлях станции, другие ездят на поездах. Никто не знает, как животные ориентируются в системе линий и пересадках, но, говорят, многие псы живут на одной станции, а «на работу» ездят на другие.

26. Как мы ходим по именам героев

После сноса Храма Христа Спасителя, который построили в честь победы в войне 1812 года, плиты с именами героев войны использовались в качестве ступеней в московском метро.

27. Где искать «партизанскую» любовь

0_af470_d3fe350f_orig

На станции «Партизанская» есть скульптура партизанки. Если влюбленные хотят долгих взаимоотношений, им рекомендуют встречаться у ее правой ноги.

28. Как голос влияет на направление движения состава

Станции в поездах объявляет то мужской, то женский голос. Пол объявления зависит от направления движения. Мужской голос объявляет станции при движении к центру города, а женский — от центра.

29. Кольцевая линия появилась благодаря кружке кофе

Metro-Vyistavochnaya.-MKafe.-16.09.16.04.

Кольцевая линия появилась почти случайно. Сталин слушал доклад и пил кофе. Планировалось обойтись без разгрузочной линии, используя радиальные ветки и пересадочные станции. Тогда Сталин поставил стакан прямо на план, на котором остался круглый кофейный след. «Это ваш главный недостаток, его и постройте» — сказал вождь, и вскоре линия, нарисованная коричневым цветом, в напоминание об этой истории, была внесена в проект.

30. В метро есть часы, которые показывают радиоактивный фон

Часы в конце платформы станции «Каширская» кроме указания времени суток и времени отправления последнего поезда отображают значение радиоактивного фона на станции.

Читайте также:  Новое метро рядом с внуково

31. Как определить глубину метро

o92341

Если на станции Московского метрополитена нет эскалатора — значит, глубина её залегания менее 10 м, если эскалатор есть только на выход — до 15 м.

32. Есть ли в метро машинист-афроамериканец?

Ходят слухи, что в Москве есть машинист-афроамериканец. Например, есть история про эфиопа Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться на летчика, но после обучения не смог вернуться на родину из-за государственного переворота. Теперь он управляет электропоездом на Замоскворецкой линии. Другая версия, что парень всю жизнь прожил в Москве и наполовину русский.

33. В метро есть сопровождение для пожилых и беременных

785918

В метро есть бесплатное сопровождение для пожилых, группы школьников, мам с детьми, многодетных семей и даже беременных с багажом. Чтобы вас встретили в точное время, нужно подать заявку здесь.

Суперфакт: в метро можно ездить со скидкой в 10%

0_12c5fc_2a1e65b9_orig

Весь апрель катайтесь в метро и возвращайте 10% с каждой поездки. Это работает и с другим общественным транспортом, а также на заправках. Все возвращается в рублях на ту же карту, с которой платили.

Для этого надо обзавестись Смарт Картой, которая каждый месяц дает повышенный кэшбэк 10% на разные категории.

Например, в феврале можно было вернуть деньги в ресторанах и барах, а в марте в такси и за покупку цветов. Смотрите сами — «Единый» на сорок поездок обойдется в 1440 рублей. Оплачиваешь картой и получаешь 144 рублей кэшбэком.

Помимо этого есть базовый кэшбэк в 1% за все — просто платите картой каждый день и получайте деньги с каждой покупки. Плюс можете рассчитывать на 7,5% годовых на остаток на счете, бесплатное пополнение с карт других банков в приложении и снятие наличных без комиссии до 5000 рублей в любом банкомате.

Кроме того, если расплачиваться картой на 30 000 рублей в месяц, то кэшбэк вырастет до 1,5%, а снятие наличных без комиссии — до 50 000 рублей.

Как получить Смарт Карту и ездить на метро с кэшбэком

247923

Чтобы заказать карту, надо скачать приложение банка «Открытие». Клиентом банка быть не обязательно — заявку на карту можно оставить как до, так и после регистрации в приложении.

В отделение банка идти не надо, карту вручит курьер, после чего ее остается активировать в приложении и пользоваться! Карту доставляют бесплатно в 34 городах России в течение нескольких дней.

В общем, попробуйте Смарт Карту — заправлять любимую машину и скрываться от пробок в метро с 10% кэшбэком будет еще приятнее. Счастливого пути.

Всё самое интересное мы публикуем в Фейсбуке. Лайкните нам

Favorite В закладки

Источник

Подземный рекордсмен. Факты о Московском метрополитене, о которых вы точно не знали

85 лет назад в Москве появились "подземные дворцы". Столичное метро создавалось не просто как общественный транспорт, а как застывший в мраморе образ советского будущего, где все люди жили в богатстве и роскоши. На убранство не жалели денег, строительство не прекращалось даже во время войны, потому что жители Москвы и гости столицы должны были своими глазами видеть, каким будет новый мир после победы коммунизма. Лайф собрал факты о самом популярном, красивом и технологичном виде транспорта в столице.

<p>Фото © Getty Images / Patrick Donovan</p>

Фото © Getty Images / Patrick Donovan

15 мая 1935 года был открыт Московский метрополитен. Проект создавался как образ будущего СССР. Метро Москвы – не просто вид транспорта, а образ будущего, в котором людей ждала богатая, красивая и счастливая жизнь. Вестибюли станций напоминают дворцы с шикарным убранством, колоннами, скульптурами, картинами и витражами. При этом роскошь дополняет технологический прогресс: эскалаторы, скоростные поезда, огромная подземная транспортная сеть.

Всего за три с половиной года была построена первая очередь: 11,5 километра линий, 13 станций — от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую».

Движение поездов тогда было «вилочным», то есть все поезда от «Сокольников» доезжали до «Охотного Ряда», а затем поворачивали либо в сторону «Парка культуры», либо к «Смоленской». Путь от начальной до конечной занимал 21,5 минуты, трамвай этот же маршрут проезжал более чем за два часа.

Фото © metro.ru

В середине 30-х москвичи и гости столицы боялись спускаться под землю, вставать на эскалаторы и ехать на очень быстрых поездах. Поэтому в первый год работы метрополитена пассажиропоток был небольшим — около 177 тысяч поездок в сутки.

Станция метро "Парк культуры". Фото © Фотохроника ТАСС

Станция метро «Парк культуры». Фото © Фотохроника ТАСС

Первые поезда строили в Мытищах: 52 сидячих места на мягких диванах с кожаной обивкой, всего вагон вмещал около 260 человек. Сегодня Мытищинский вагоностроительный завод остаётся базовым по производству вагонов для московского метро.

За три года — к сентябрю 1938-го — появились новые станции: «Площадь Революции», «Курская», «Площадь Свердлова» (сегодняшняя «Театральная»), «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол».

Маски в московском метро оказались на 10% дешевле, чем в среднем по столице

Строительство не прекращалось и в период Великой Отечественной войны. В январе 1944-го была закончена третья очередь метро. Появились два участка линий и семь новых станций.

Метростроевец во время отделочных работ на перроне строящейся станции метро "Таганская" кольцевой линии. Фото © ТАСС / Эммануил Евзерихин

Метростроевец во время отделочных работ на перроне строящейся станции метро «Таганская» кольцевой линии. Фото © ТАСС / Эммануил Евзерихин

Кольцевая линия появилась к 1954 году, а уже к 1960 году протяжённость линий выросла в семь раз — достигла 75,5 километра, на которых расположилось 56 станций. За последующие десятилетия метро продолжало «разрастаться» — до 2009 года было построено ещё 126 новых станций.

Самый активный период развития Московского метрополитена — последние десять лет. Открыто 56 станций метро, шесть станций ММТС, 31 станция МЦК и 58 станций МЦД.

Ежедневно миллионы москвичей совершают поездки на метро. До начала режима самоизоляции с первых шести станций Большой кольцевой линии было совершено 58 миллионов поездок за два года. А Московское центральное кольцо в ноябре прошлого года отметило 400-миллионную поездку с начала эксплуатации, которая состоялась в сентябре 2016 года.

Сегодня столичный метрополитен — это 15 линий, 333 станции и более 9,5 млн поездок в день (до начала режима самоизоляции).

Метро продолжит расти

Фото © ТАСС / Владимир Гердо

Фото © ТАСС / Владимир Гердо

К 2023 году столичный метрополитен планирует обновлять более 600 вагонов ежегодно, так 89,5% будет усовершенствовано.

Строительство Большой кольцевой линии завершится к 2022 году. Когда она будет введена в эксплуатацию, станции в центре города будут разгружены минимум на 15%. Разгрузить сеть позволят 25 новых станций метро, которые расположатся на 64,8 километра новых линий — их введут к 2023 году.

Фото © Агентство городских новостей "Москва"

Фото © Агентство городских новостей «Москва»

На сегодняшний день в Московском метрополитене работает более 60 тысяч человек, у каждого третьего из них есть высшее образование, а 6,5 тысячи человек проработали в метро более 20 лет. 36% сотрудников — более 21 тыс. — женщины. Для сравнения: в метрополитене Лондона женщины занимают только 23,5% позиций, в Берлине — 19%, в Брюсселе — 11%, в Нью-Йорке — 18%, в Вашингтоне — 24,1%. На первом месте — Мехико, где 38% сотрудников — женщины (из 27 тыс. сотрудников 10,5 тыс. — женщины).

С открытием новых станций штат сотрудников будет увеличиваться, а с 15 мая зарплату всех работников проиндексируют на 4%. В 2021 году появятся машинисты-женщины. Уже сейчас собрана первая учёбная группа из 25 человек. Все прошли строгий отбор и медкомиссию.

Сейчас столичное метро не уступает, а по многим показателям заметно опережает подземный транспорт в других странах. Для Московского метрополитена 85 лет — только начало большого развития и в технологиях, и в культуре, и в экономике.

Как метро защищается от коронавируса

К началу мая 2020 года пассажиропоток в метро снизился на 80% — больше нет толпы и исчез час пик. Но поезда сохраняют свой обычный график, поэтому 1,5 миллиона поездок в сутки москвичи всё-таки совершают после того, как нерабочие дни были завершены.

Фото © ТАСС / AP

Чтобы снизить риск заражения коронавирусом, в поездах, на платформах и в вестибюлях метро нанесена разметка и размещены стикеры, обеспечивающие социальное дистанцирование пассажиров. Теперь пассажиры могут зайти в метро, не касаясь дверей, поскольку в тёплое время года вторые двери в вестибюлях были сняты. На всех станциях установлены санитайзеры для бесплатной дезинфекции рук.

Фото © Агентство городских новостей "Москва"

Фото © Агентство городских новостей «Москва»

Все помещения метрополитена сейчас тщательно обрабатываются: и тоннели, и вагоны, и депо, и платформы, и кабинеты, в которых работают сотрудники. Тотальная уборка и дезинфекция пассажирских зон, служебных помещений и тоннелей проводится несколько раз в день — частота обработки увеличена в 12−15 раз. В работе задействовано свыше четырёх тысяч сотрудников.

Читайте также:  Остров мечты карта метро

Во всём общественном транспорте Москвы с 12 мая введён масочный и перчаточный режим. Метро — не исключение. Пассажиры могут купить маски и перчатки на всех станциях метро. За весь период пандемии продано свыше 56 тысяч масок и 113 тысяч пар перчаток.

Маломобильные и многодетные пассажиры метро Москвы получат маски и перчатки бесплатно

Кроме того, Московский метрополитен единственный в мире эксплуатирует поезда с функцией автоматического обеззараживания воздуха в климатических системах. Ультрафиолетовые лампы работают более чем в 2800 вагонах серий «Ока» и «Москва» — это около половины от общего числа вагонов.

Источник

Я шагаю по метро: «подземные» цифры и факты

Цифры
• В московском метро 13 линий. Их общая протяженность составляет почти 350 километров!
• Входы и выходы метрополитена «охраняют» 2362 турникета.

• В столичной подземке работают почти 600 эскалаторов.

• 44 из 206 станций метро Москвы признаны объектами культурного наследия.

• Самый длинный перегон в столичном метро между станциями «Крылатское» и «Строгино» — 6627 метров, самый короткий между «Международной» и «Деловым центром» — 497 метров.
• «Новокосино» — ближайшая станция в Москве до «метрополитена-соседа» в Нижнем Новгороде. Расстояние до нижегородского «Парка культуры» — 378 километров!

История
• Первый поезд в истории Московского метрополитена отправился от станции «Сокольники» 15 мая 1935 года.
• В октябре 1941 года власти планировали уничтожить метрополитен, затопив его водой, из-за подступа вражеской армии к столице, но позже приказ был отменен.
• Станция «Таганская» Кольцевой линии знаменита своим соседством с подземным бункером «Объект ГО-42». Он был построен в 1956 году на случай ядерного удара как запасной командный пункт дальней авиации. Из бункера есть тайный проход на станцию. Объект был рассекречен после 1995 года и превращен в музей.

• В 1940 году на станции «Динамо» по ночам работала физическая лаборатория, возглавляемая учеными Г. Н. Флеровым и К. А. Петржаком. Отсутствие космического излучения на глубине 40 метров позволило исследователям открыть спонтанное деление ядер урана.
• «Охотный ряд» — лидер среди московских станций метро по количеству переименований. С 1935 по 1955 год она называлась «Охотный ряд», затем поменяла название на «Имени Кагановича», с 1957 по 1961 год станции опять вернули историческое имя, сменив его в 1961 году на «Проспект Маркса». И лишь в 1990 году всем знакомая станция на Сокольнической линии опять стала называться «Охотный ряд».

Факты
• Самая известная примета Московского метрополитена — на «Площади Революции» тереть нос бронзовой собаке на удачу. Считается, что этот «ритуал» придумал студент-двоечник МГУ им. М. В. Ломоносова, который потер нос пса перед экзаменом и получил высший балл. После этого к скульптуре «Пограничник с собакой» потянулись и другие студенты, а потом уже все пассажиры метро.

• «Китай-город» — первая станция в столичной подземке, где была организована кросс-платформенная пересадка. Чтобы пассажиры не путали станции, колонны на них сделали разной формы — «кристаллической» и «гармошкой».

• У московского метро есть свой необычный запах. В подземке пахнет креозотом — веществом, которым обрабатывают деревянные шпалы для предотвращения гниения.
• «Воробьёвы горы» — первая станция метро в мире, построенная на мосту над рекой и единственная такая станция в нашей столице. Её южный вестибюль расположился на высоком правом берегу Москвы-реки, а северный — на низком левом. Станция была закрыта на 19 лет до 2002 года, пока велась реконструкция моста. Сегодня это самая длинная станция метрополитена в городе — 284 м и одна из самых красивых и интересных: помимо прекрасного вида на Москву-реку, здесь проходят различные выставки и биеннале.

• Самый современный состав столичного метрополитена — поезд нового поколения «Москва». Он начал курсировать на Таганско-Краснопресненской линии 14 апреля 2017 года. «Москва» может перевозить на 15% пассажиров больше — до двух тысяч человек. Сквозной проход через все вагоны и широкие дверные проемы делают поезд более комфортным. Состав оборудован световыми и звуковыми индикаторами у дверей, интерактивными табло и USB-разъемами для зарядки гаджетов. Кроме того, в вагонах нового поезда на 30% увеличено количество поручней и предусмотрены места для инвалидных колясок. Планируется, что к концу года по линии будут курсировать более 30 составов нового поколения.

текст: Л. Серебрянник фото: А. Гердо («Вечерняя Москва»), Н. Поляков, Н. Арефьева

Источник

Как строилось метро в Москве, или История подземного города

Сегодня невозможно представить Москву без метро. Его можно назвать городом под землей со своим правилами, ритмом, достопримечательностями. Оно функционирует как отдельный организм, но вместе с тем является неотъемлемой частью столицы. Каждое десятилетие в истории московской подземки отличалось от остальных, и об этом — в рассказе mos.ru.

Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.

1931–1940 годы: дворец для народа

10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.

Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.

15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.

Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).

Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.

1941–1950 годы: спасение в военное время

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях. Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.

Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.

Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки. В 1943–1944 годах были открыты станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года — «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» (с 1961 года — «Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская». Тоннель между «Площадью Свердлова» и «Заводом имени Сталина» прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных в эти годы, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».

Читайте также:  Время проезда на метро от Электрозаводской до Киевской

За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.

1951–1960 годы: от роскоши к простоте

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.

Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.

Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.

В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным. Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.

Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.

1961–1970 годы: «стекляшки» и «сороконожки»

Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. Первой станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская». А наиболее дешево в это десятилетие обошелся участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной»: он почти весь проложен по поверхности.

Также в 1960-е продолжалось удлинение радиусов. Накануне 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» (сегодня — «Выхино»). В 1969-м на юг продлевается зеленая ветка: открываются «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».

Любопытно, что одна станция была в это десятилетие закрыта навсегда. Первоначально «Первомайскую» открыли в 1954 году на территории электродепо «Измайлово». Но с продлением Арбатско-Покровской линии на восток она стала не нужна. Саму станцию превратили в цех, а из вестибюля сделали актовый зал для сотрудников депо.

Похожая история произошла и в следующем десятилетии с временной станцией «Калужская». Она просуществовала на территории электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Таким образом, в Московском метрополитене есть и выведенные из эксплуатации для пассажиров участки — примерно четыре километра линий и две станции.

За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.

1971–1980 годы: связывая ветки

Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открылись станции «Площадь Ногина» (сегодня — «Китай-город»), «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).

Получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. В центре строятся станции глубокого заложения. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход. Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.

В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.

1981–1990 годы: обмен метроподарками

Конец 1970-х — начало 1980-х годов — этот период стал наиболее продуктивным в строительстве метрополитена. В 1983-м была введена в эксплуатацию Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной».

В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.

Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. В 1989-м была открыта только одна — «Крылатское» Филёвской линии. В 1990-м — четыре: «Ясенево» и «Битцевский парк» (сегодня — «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии, а также «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии.

Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.

1991–2000 годы: первые станции новой страны

В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР. С 1991 по 1994 год открывается северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино». В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля».

В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.

Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.

2001–2010 годы: за пределы Москвы

В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Первой станцией за пределами Московской кольцевой автодороги становится «Бульвар Дмитрия Донского», открытый в конце 2002-го. В том же году после двух десятков лет реконструкции начинает работу станция «Воробьевы горы» на вновь отстроенном Лужнецком метромосту. В мае 2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы», а через полгода — Бутовская линия легкого метро. В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский. В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, причем не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: первой станцией метро в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.

Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Из наиболее удачных можно отметить «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Аннино», «Волоколамскую».

За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.

С 2011 года: «братство» колец

В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы, значительно упрощая жизнь москвичам. За последние шесть лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остаются без внимания и старые районы. В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» — облегчили передвижение по городу жителям запада Москвы. Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская». Они помогают оптимизировать транспортные потоки и дают возможность москвичам совершать поездки, минуя центр.

Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.

Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.

Также близится к завершению строительство участков «Речной вокзал» — «Ховрино», «Раменки» — «Рассказовка» и «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». В 2018 году будет открыта новая Кожуховская линия протяженностью 17,5 километра, в 2019-м красную линию дотянут до Столбова, а в 2020–2021 годах будет пущено движение по всему Третьему пересадочному контуру, длина которого составит около 65 километров.

Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.

Источник