8 самых интересных станций метро Петербурга

В 2020 году Петербургский метрополитен отметил 65-летие. Питерское метро — не просто средство передвижения, а своеобразный музей архитектуры и истории. Рассказываем, какие станции стали рекордсменами в разных категориях

Эксперт в этой статье Иван Пакалов, экскурсовод образовательного проекта «Петербург глазами инженера», экскурсионное бюро «Мой первый Петербург»

Из истории метро в Санкт-Петербурге

Идея о необходимости создания метрополитена в Санкт-Петербурге стала обсуждаться в 1820-х годах. Но Александр I не считал этот проект приоритетным, поэтому вопрос снова был поднят лишь в конце XIX века. Движение в столице Российской империи было интенсивным, поэтому первоначальной задачей стало не только соединить окраины с центром, но и максимально разгрузить дороги. Проект внутригородской магистрали между Балтийским и Финляндским вокзалами был предложен 1889 году и послужил началом дальнейших разработок и предложений. В большинстве из них предлагалось соединить вокзалы в одну линию, а также облегчить ситуацию с движением на Невском проспекте. Но для строительства тоннелей глубокого заложения не было средств и технических возможностей.

В 1938 году Алексей Косыгин, на тот момент председатель Ленгорисполкома, вновь поднял тему подземного метро. Руководителем Ленинградского метростроя стал инженер Иван Зубков. В 1941 году началось строительство тоннелей, работы по проходке подземных вестибюлей, и первые станции планировали открыть к декабрю 1942 года. Но началась Великая Отечественная война, строительство было приостановлено. К подготовительным работам удалось вернуться в 1945 году, а в 1946-м создали «Ленметропроект» — научно-исследовательский институт по проектированию метрополитенов и других подземных сооружений. 3 сентября 1947 года стройка возобновилась, а 8 октября 1955 запустили первый электропоезд.

Иван Пакалов:

— Ленинградский метрополитен был давно ожидаемым объектом, необходимым для мегаполиса. Он обеспечил транспортную инфраструктуру города, вывел его на новую ступень развития.

Летом 1959 года вице-президент США Ричард Никсон приехал в Ленинград. Посетив «Эрмитаж» и Петергоф, он прокатился в метро по Кировско-Выборгской линии. Рассматривая станции, он восхищался тем, какую ювелирную работу по оформлению выполнили метростроевцы. С тех пор метро в Ленинграде вошло в список рекомендуемых мест для посещения высокопоставленными гостями города и послами зарубежных стран.

На историческом участке станции от «Автово» до «Площади Восстания» находятся под охраной Санкт-Петербургского КГИОП, а также занесены в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

«Автово»: самая красивая

Первая очередь Ленинградского метрополитена открылась 15 ноября 1955 года, ее протяженность составила 10,8 км.

Станция «Автово» получила свое название благодаря деревне Аутово, на месте которой и была построена.

Общая тема оформления — оборона Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Сталинский ампир впечатляет размахом: в вестибюле — мозаичное панно «Победа», орнаменты решеток, украшенные золочеными мечами и лавровыми венками, массивные люстры. Потолок зала поддерживают 46 колонн: 30 мраморных и 16 облицованных литым стеклом с рельефным орнаментом. Создается впечатление, что они сделаны полностью из хрусталя.

В 2014 году «Автово» включили в список 12 самых красивых станций мира по версии британской газеты The Guardian, а The Daily Telegraph причислила ее к самым красивым станциям в Европе. «Автово» оказалась в одном списке с уникальными по архитектуре станциями метро Германии, Франции, Италии, Канады. Польши, Великобритании, США и Швеции [1][2].

Но этим ее рекорды не ограничиваются. «Автово» стала первой станцией петербургского метро, на которой не было эскалатора. Именно туда прибыл первый поезд питерской подземки. А одну из сцен кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимали в одноименном электродепо: на путях «Автово» было обнаружено тело жертвы, хотя по сюжету знаменитый детектив исследовал железную дорогу, а не метро.

«Адмиралтейская»: самая глубокая в мире

Со строительством метро в Ленинграде сложности возникли с самого начала: на небольшой глубине в городе находятся «мягкие» грунты, насыщенные влагой, для сооружения тоннелей они не подходят. Во второй половине 1940-х годов XX века «Ленметропроект» внес изменения в принцип постройки: вестибюли теперь нужно было возводить под землей на возвышениях.

Это позволило снизить затраты на строительство и эксплуатацию. После посадки и высадки пассажиров поезд скатывается вниз с горки, разгоняется, и искусственно добавлять скорость нет необходимости. Таким образом, самые низкие точки находятся в тоннелях между станциями на глубине 120–130 м. Метрополитен Петербурга — самый глубокий в мире при среднем показателе 45 м. Из 72 действующих станций наземных всего пять — «Купчино», «Рыбацкое», «Девяткино», «Шушары», «Парнас».

Глубина залегания станции «Адмиралтейская» составляет 86 м. Она стала одной из самых глубоких в мире. Также в истории метро Санкт-Петербурга «Адмиралтейская» стала самым масштабным долгостроем: ее должны были открыть в 1997 году, но из-за различных трудностей окончательные работы завершились только в 2011-м [3] Визуально станция оформлена в морской тематике, двери украшены решетками с изображением якорей, а на торце центрального зала находится мозаичное панно «Основание Адмиралтейства».

Читайте также:  Станция laquo Маяковская raquo mdash устремл нная в будущее

«Парк Победы»: первая в мире станция закрытого типа

29 апреля 1961 года открылась первая в мире станция закрытого типа — «Парк Победы» [4].

Такой вид станций отличается от обычных тем, что на ней есть несущие перегородки, отделяющие пассажирскую платформу от путей, по которым едет поезд. Пассажиры попадают в вагон через автоматические двери, расположенные в перегородках. Их также называют «горизонтальным лифтом» — за сходство принципа работы с обычным лифтом.

Иван Пакалов:

— Всего в петербургском метро было построено десять таких станций, и их преимуществом служила полная изоляция пассажиров и персонала от движущихся поездов, что минимизирует количество несчастных случаев. Также благодаря перегородкам на станциях значительно снизился уровень шума от проходящих поездов. Стремление эпохи советов к экономии и следование требованиям указа Н. С. Хрущева о борьбе с архитектурными излишествами при строительстве объектов транспортной инфраструктуры вынудило проектное бюро «Ленметропроект» придумывать новые типы станций. Был разработан проект трехпролетной станции глубокого заложения закрытого типа, он даже был принят комиссией по строительству. Но все преимущества таких станций сходят на нет в период эксплуатации. В частности, они требуют большего внимания со стороны технического обслуживания узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность станции. Вдобавок снижается пропускная способность, поскольку в порталах дверей сталкиваются пассажиропотоки.

«Проспект Ветеранов»: самая загруженная

В 1970–1980-х годах в Ленинграде юго-запад застраивался панельными домами, сформировался спальный район. Движение на станции «Проспект Ветеранов» было открыто в 1977 году, чтобы обеспечить жителей транспортной доступностью. Она стала конечной в южной части Кировско-Выборгской линии.

Сегодня застройка юго-западной территории города продолжается, «Проспект Ветеранов» обслуживает крупные Красносельский и Петродворцовый районы. Люди, приезжающие из Нарвы и Ивангорода, Ломоносова и Петергофа, Гатчины и Красного Села используют эту ветку, чтобы попасть в центр и пересесть на другие станции. Протяженность Кировско-Выборгской линии составляет 30 км. 19 станций соединяют юго-западный и северо-восточные районы города. «Проспект Ветеранов» считается одной из самых загруженных станций Петербургского метрополитена [5].

«Девяткино»: первая в России станция за чертой города

29 октября 1978 года в Ленинграде открыли станцию «Комсомольская» в честь 60-й годовщины ВЛКСМ. Она стала конечной станцией Кировско-Выборгской линии. Затем 1 июля 1992 года ее переименовали в «Девяткино», поскольку совместили с одноименной платформой для пригородных поездов Приозерского направления, следующих с Финляндского вокзала.

«Девяткино» стала первой в России станцией (и единственной в Санкт-Петербурге), открытой в пригороде.

Это единственная в городе станция, у которой есть кроссплатформенная пересадка на железную дорогу [6].

«Спортивная»: первая в России станция двухъярусного типа

«Спортивная» открылась в 1997 году и стала частью Фрунзенско-Приморской линии. Рядом со станцией находились дворец спорта «Юбилейный» и стадион «Петровский», поэтому ее название и оформление связаны со спортивными достижениями. Декор в торцевой стене верхнего яруса станции — текст «Оды спорту» Пьера де Кубертена.

Строительство «Спортивной», первой в России двухъярусной пересадочной станции глубокого заложения, было экспериментальным.

Ее начали возводить в январе 1988 года и планировали ввести в эксплуатацию в конце 1992-го. Двухъярусный формат увеличивает пропускную способность транспортного узла, сокращает время на пересадку, наносит меньше вреда экологии. Такие станции занимают небольшую площадь и требуют меньше затрат на содержание.

27 мая 2015 года был открыт второй выход со станции, который расположен на Васильевском острове. Его соединили с первым с помощью 300-метрового подземного пассажирского тоннеля, проложенного под руслом Малой Невы. И здесь появилось еще одно новаторство: передвижение по тоннелю обеспечивает траволатор — «движущийся тротуар».

Он поднимает пассажиров с 60-метровой глубины на 10-метровую, при этом угол наклона маленький и не чувствуется. Преодолеть такой тоннель можно за восемь минут, если стоять на месте, и вдвое быстрее при ходьбе [7].

«Политехническая» и «Площадь Мужества»: первые односводчатые станции глубокого заложения в СССР

Первый проект односводчатых станций глубокого заложения был разработан в Ленинграде. Проектные мастерские постоянно трудились над созданием новых решений для вестибюлей станций. Первыми станциями вида «ленинградский односвод» стали «Политехническая» и «Площадь Мужества», открытые в 1975 году.

Благодаря подобному формату, работы при строительстве значительно механизируются. Бо́льшая часть односводчатых станций построена в Санкт-Петербурге — «Озерки», «Черная речка», «Обухово», «Чкаловская» и другие.

Источник

Я люблю станцию метро

September 3rd, 2013 , 05:37 pm

«Ленинградская ночь застыла в фазе луны,
И с вечерней смены едет гордость нашей страны,
Их везет домой метро,
Сотрясая нутро
Тротуаров.

Ленинградское время — 0 часов 0 минут
Ленинградское время — 0 часов 0 минут

Ленинградское время. «
Бит-квартет «Секрет»

Здравствуйте уважаемые!
Серфингуя по блоггам Живого журнала наткнулся недавно на обсуждение древней темы – какая из станций Московского метро является самой красивой. За последние лет 30 вокруг этого спора сломано уже столько копий, что даже о том, чтобы помыслить в нем участвовать, не стоит и думать (сорри за тавтологию) :-))). Однако это только относитльно московского метро. А как же наш санкт-петербургский (ленинградский) метрополитен? Разве у нас мало красивых станций? Вовсе нет! Давайте, что-ли, уж попробуем разобраться и выявить подземно-наземную красоту 🙂

Читайте также:  Танцевальная студия Todes Правый берег на Дыбенко

Это не то, о чем Вы подумали. Этор просто перевернутая реклама ночного поезда-челнока 🙂

На первый взгляд, лидерство среди наиболее красивых станций городского метро однозначно удерживает старейшая из всех линий Кировско-Выборгская, она же Красная, она же Первая. Процентов 70 наверняка посчитают, что самой яркой и запоминающейся по красоте станцией санкт-петербургской подземки является «Автово», а остальные 30 распределятся между другими терминалами этой линии, таких как «Площадь Восстания (кстати, а Вы знаете, что это единственная станция нашего метро, в которой можно разглядеть изображение Сталина. Если посмотреть внимательно на один из 4 барельефов, которые размещены в центральном зале, а именно на «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце», то стоячая фигура сразу за Лениным – это и есть будущий советский генералиссимус. Инфа – 100 % :-)))) или «Площадь Ленина». Так-то оно так, НО….. (вот люблю я всякие НО – с ними жить интереснее)

Если верить многочисленным словарям, красота — это некая эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Сиречь, говоря о красоте, вступают в ход больше субъективные причины, неразрывно связанные с отдельновзятым индивидуумом, а вовсе не объективные. Отсюда возникает понимание, что эталоны красоты различны, и зависят от стандартов, задаваемых каждой мыслящей личностью индивидуально. Вот лично для меня красота в архитектуре напрямую связана не только и не сколько с гармоничностью линий, сочетанием цветов и фактур, игрой света/тени и замыслом творца, сколько с оригинальностью, необычностью, уникальностью. Исходя из этого своего *в очередной раз подчеркну субъективного) понимания объектов архитектурного наследия, я представляю Вам свою 5-ку наиболее красивых, на мой взгляд, станций петербургского метрополитена. Естественно, было бы интересно в комментариях прочитать и Ваши варианты.

Итак, на 5 позиции у меня одна из самых эстетических и запоминающихся станций городского метро – «Пушкинская». Прекрасен как и наземный павильон станции, выполненный по проекту архитекторов А. А. Грушке, А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой, так и подземные сооружения. На этой станции я себя всегда чувствую как то более гармонично, что ли. Сразу же привлекает внимание статуя А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина, расположенная в конце подземного зала. Можно сказать, что это был самый первый подземный мемориал на территории бывшего СССР, так как до этого под поверхностью, да еще и так глубоко (около 60 метров) памятники не устанавливали.

Не меньше мне лично нравится и панно, за спиной у статуи, изображающее Царскосельский сад. Оно светлое, красивое, яркое. Создателем этого панно является М. А. Энгельке.

Источник

Я люблю станцию метро

September 3rd, 2013 , 05:37 pm

«Ленинградская ночь застыла в фазе луны,
И с вечерней смены едет гордость нашей страны,
Их везет домой метро,
Сотрясая нутро
Тротуаров.

Ленинградское время — 0 часов 0 минут
Ленинградское время — 0 часов 0 минут

Ленинградское время. «
Бит-квартет «Секрет»

Здравствуйте уважаемые!
Серфингуя по блоггам Живого журнала наткнулся недавно на обсуждение древней темы – какая из станций Московского метро является самой красивой. За последние лет 30 вокруг этого спора сломано уже столько копий, что даже о том, чтобы помыслить в нем участвовать, не стоит и думать (сорри за тавтологию) :-))). Однако это только относитльно московского метро. А как же наш санкт-петербургский (ленинградский) метрополитен? Разве у нас мало красивых станций? Вовсе нет! Давайте, что-ли, уж попробуем разобраться и выявить подземно-наземную красоту 🙂

Это не то, о чем Вы подумали. Этор просто перевернутая реклама ночного поезда-челнока 🙂

На первый взгляд, лидерство среди наиболее красивых станций городского метро однозначно удерживает старейшая из всех линий Кировско-Выборгская, она же Красная, она же Первая. Процентов 70 наверняка посчитают, что самой яркой и запоминающейся по красоте станцией санкт-петербургской подземки является «Автово», а остальные 30 распределятся между другими терминалами этой линии, таких как «Площадь Восстания (кстати, а Вы знаете, что это единственная станция нашего метро, в которой можно разглядеть изображение Сталина. Если посмотреть внимательно на один из 4 барельефов, которые размещены в центральном зале, а именно на «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце», то стоячая фигура сразу за Лениным – это и есть будущий советский генералиссимус. Инфа – 100 % :-)))) или «Площадь Ленина». Так-то оно так, НО….. (вот люблю я всякие НО – с ними жить интереснее)

Читайте также:  Сайт работников метро отзывы

Если верить многочисленным словарям, красота — это некая эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Сиречь, говоря о красоте, вступают в ход больше субъективные причины, неразрывно связанные с отдельновзятым индивидуумом, а вовсе не объективные. Отсюда возникает понимание, что эталоны красоты различны, и зависят от стандартов, задаваемых каждой мыслящей личностью индивидуально. Вот лично для меня красота в архитектуре напрямую связана не только и не сколько с гармоничностью линий, сочетанием цветов и фактур, игрой света/тени и замыслом творца, сколько с оригинальностью, необычностью, уникальностью. Исходя из этого своего *в очередной раз подчеркну субъективного) понимания объектов архитектурного наследия, я представляю Вам свою 5-ку наиболее красивых, на мой взгляд, станций петербургского метрополитена. Естественно, было бы интересно в комментариях прочитать и Ваши варианты.

Итак, на 5 позиции у меня одна из самых эстетических и запоминающихся станций городского метро – «Пушкинская». Прекрасен как и наземный павильон станции, выполненный по проекту архитекторов А. А. Грушке, А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой, так и подземные сооружения. На этой станции я себя всегда чувствую как то более гармонично, что ли. Сразу же привлекает внимание статуя А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина, расположенная в конце подземного зала. Можно сказать, что это был самый первый подземный мемориал на территории бывшего СССР, так как до этого под поверхностью, да еще и так глубоко (около 60 метров) памятники не устанавливали.

Не меньше мне лично нравится и панно, за спиной у статуи, изображающее Царскосельский сад. Оно светлое, красивое, яркое. Создателем этого панно является М. А. Энгельке.

Источник

Самая любимая станция питерского метрополитена

  • Мастер
  • Репутация: 224
  • Статус: В процессе окольцовывания
  • Member OfflineВлюблен

Это сообщение отредактировал муркотик — 31-08-2010 — 03:15

  • Мастер
  • Репутация: 492
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineСвободна
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен

Не люблю технолужку. Хотел как-то для общего развития переписать все барельефы и все цитаты написанные внутри этой станции (для общего развития). Ходил с ручкой и тетрадкой, переписывал. Загребли менты. Это занятие показалось им более чем странным.

  • Профессионал
  • Репутация: 70
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineСвободна
  • Мастер
  • Репутация: 224
  • Статус: В процессе окольцовывания
  • Member OfflineВлюблен
QUOTE (first @ 29.10.2005 — время: 21:54)
Не люблю технолужку. Хотел как-то для общего развития переписать все барельефы и все цитаты написанные внутри этой станции (для общего развития). Ходил с ручкой и тетрадкой, переписывал. Загребли менты. Это занятие показалось им более чем странным.

Мог их смело посылать на куй! Нигде в правилах пользования метрополитеном не сказано, что запрещено в метро делать какие-то заметки. Фотосъёмка — да, видеосъёмка — да, но не более того! С тем же успехом ты мог надиктовывать надписи на диктофон и переписывать дома. Послал бы их к всем матерям и нифига бы они тебе не сделали.

Я просто занимаюсь фотосъёмкой железнодорожного транспорта и поэтому очень хорошо представляю, когда можно мильтонов и ВОХРу смело посылать далеко, а когда лучше пройти в отделение.

  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
  • Мастер
  • Репутация: 224
  • Статус: В процессе окольцовывания
  • Member OfflineВлюблен
  • Мастер
  • Репутация: 518
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineСвободен
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
  • Мастер
  • Репутация: 224
  • Статус: В процессе окольцовывания
  • Member OfflineВлюблен
  • Профессионал
  • Репутация: 87
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineСвободен
  • Мастер
  • Репутация: 224
  • Статус: В процессе окольцовывания
  • Member OfflineВлюблен

Я у знакомых метрошников поспрошаю, завтра или послезавтра расскажу точно про эту станцию и её судьбу.

  • Интересующийся
  • Репутация: 10
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineСвободна
  • Грандмастер
  • Репутация: 1860
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineСвободна

а нелюбимая- Садовая.

  • Новичок
  • Репутация: 6
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineСвободна
  • Специалист
  • Репутация: 48
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineСвободна
  • Грандмастер
  • Репутация: 1225
  • Статус: Есть ещё похрен в похреновницах!
  • Member OfflineЗамужем
  • Мастер
  • Репутация: 224
  • Статус: В процессе окольцовывания
  • Member OfflineВлюблен
QUOTE (Вронский @ 07.11.2005 — время: 02:53)
А еще очень люблю я станцию Парнасскую Вроде бы собирались такую строить. Расскажите, что там случилось со столь грандиозными планами?
QUOTE
Станцию уже строят. Предварительный срок окончания строительства — 4 квартал 2006 года. Буду в тех краях, узнаю, сообщу.
  • Профессионал
  • Репутация: 95
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineСвободна
  • Любитель
  • Репутация: 18
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineСвободна
  • Новичок
  • Репутация: нет
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineСвободен
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
QUOTE (RONALDINO @ 15.11.2005 — время: 07:43)
А Я люблю те станции, которые собирались строить в моей Сосновой поляне при коммуняках. Теперь наверное не построят никогда?!.
  • Интересующийся
  • Репутация: 9
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineСвободна

Источник