Старая карта московского метро

April 20th, 2014 , 04:47 pm

Хронологическая схема обрела свой современный вид не сразу. Этому предшествовали несколько шагов эволюции.

Будучи увлечённым изучением истории московского метрополитена, в 2006 году мне пришла идея отобразить визуально на схеме этапы строительства линий и станций. Я взял схему московского метрополитена, висевшую в то время в вагонах и раскрасил её цветами радуги соответственно году постройки станции от красного (старые станции) до фиолетового (новые станции). Получилось так:

К 2008 году на схеме добавились новые участки: «Парк Победы»-«Строгино» и «Чкаловская»-«Трубная» :

В 2009 году, кроме дорисовки новых участков, я решил добавить станции, которые существовали когда-то в московском метрополитене но были затем закрыты. Это станции «Калужская» и «Первомайская» , закрытые по причине продления линий и строительства станций с такими же названиями на новом месте. Для контраста присвоил им серый цвет:

В 2010 году добавил к станциям информацию об их прежних названиях:

В 2011 году схему ждали самые большие изменения. Во-первых , изменилась цветовая кодировка со спектральной на монохроматическую (синюю). Стало удобнее различать более старые и молодые станции с первого взгляда на схему, не заглядывая в легенду. Стал работать принцип «чем темнее — тем старше». Во-вторых , теперь стали помечаться станции, когда-то бывшие конечными. Благодаря этому стало легко определять те участки, станции на которых открывались одновременно. В-третьих , на схеме появилась гистограмма, показывающая количество открытых станций за тот или иной период времени. В-четвёртых , обозначил действовавшие ранее перегоны, теперь не используемые: «Охотный Ряд»-«Александровский сад» (действовал до 1938 года) и «Площадь Революции»-«Александровский сад» (действовал с 1938 по 1953 год). И, наконец, в-пятых , на схеме появились контуры рек Москвы и Яузы, а также канала имени Москвы:

В 2012 году добавил информацию о прежних названиях линий:

В 2014 году добавились новые станции и помечены две разные даты открытия станции «Воробьевы горы» и участка «Александровский сад»«Киевская». К этому времени метрополитен уже сменил свои вагонные схемы на лебедевские, поэтому схему, взятую мной ещё в 2006 году в качестве основы, перевёрстывал в соответствии с новыми реалиями сам:

UPD1: Март 2015. Убрана рамка и добавлены точки над буквами «Ё»:

UPD2 : Июнь 2016. Немного и зменил оформление легенды, обозначение конечных станций и закрытых тоннелей:

Источник

Как изменилась схема столичного метрополитена за 77 лет

Московский метрополитен занимает второе место в мире, после Токио, по количеству пассажиров. Каждый день его услугами пользуются почти 8 миллионов человек. Столичная подземка объединяет 186 станций, 12 линий, общей протяженностью более 308 километров. Ежедневно по ним ходят 10 тысяч поездов. Сложно представить, что когда-то в метро была лишь одна линия с 13 станциями.

Недавно департамент транспорта объявил конкурс на разработку дизайна новой схемы столичного метрополитена. Власти обещают, что уже в январе следующего года в вагонах появятся усовершенствованные и доступные схемы.

В идеале на новой карте будут обозначены нумерации станций, пересадочные узлы на железнодорожные вокзалы, станции пригородного сообщения, перехватывающие парковки и линии монорельсовой дороги. Также на схеме будут указаны телефоны «горячих линий» метрополитена и даже QR-код сайта подземки. М24 решил проследить, как менялись схемы метро на протяжении 77 лет.

Эта схема, датированная маем 1935 года, считается первой официальной.

Схема 1935 г. Фото: metro.ru

Поезда шли в двух направлениях – «Сокольники — Охотный ряд — Смоленская площадь» и «Сокольники — Охотный ряд — Парк Культуры». Метро открывалось в семь утра, а завершало работу в час ночи. На участке «Сокольники-Охотный ряд» поезда отправлялись каждые пять минут, а на остальных – каждые 10. В вестибюлях, правда, висели другие схемы – «вилкой вниз».

В 1946 году журнал «Огонек» опубликовал схему Большого подземного кольца Московского метрополитена. Серым цветом помечены действующие линии, красным – первая очередь большого кольца, а бордовым – вторая очередь. К сожалению, не удалось выяснить, как в этот период выглядели официальные схемы.

Читайте также:  Дождались станцию МЦД Щукинская откроют в июне

Схема 1946 г. Фото: metro.ru

Большое кольцо было замкнуто лишь в 1954 году. На схеме видна приписка, что участок, помеченный контуром, введен в эксплуатацию 14 марта 1954 года. Действующие линии отмечены черным, а строящиеся – не закрашены.

Схема 1954 г. Фото: metro.ru

Черно-белые схемы висели в вагонах вплоть до 1958 года. Первая линия обозначалась красным цветом, вторая – синим, а третья – зеленым.

Схема 1958 г. Фото: metro.ru

Из года в год карта мало менялась – добавлялись новые линии и станции. Кардинально дизайн изменился лишь в 70-х. Кольцевая линия начала изображаться как правильная окружность, а радиусы – прямыми линиями.

Схема 1970 г. Фото: metro.ru

В 1980 году дизайн вновь сменился – кольцевую линию изобразили в виде эллипса, начертания линий стали плавными, а в связи с Олимпийскими играми начали выпускаться схемы на иностранных языках. Позже кольцевую линию вновь начали обозначать идеальным кругом.

Схема 1980 г. Фото: metro.ru

В таком виде, но с незначительными изменениями, схема метро просуществовала до 2003 года, когда был представлен абсолютно новый дизайн. Он не прижился. Москвичи жаловались, что надписи трудночитаемы, да и схема показалась большинству неудобной. Эксперимент был признан неудачным. В конце 2003 году был представлен новый вариант карты метро. Он был традиционным – кольцевая линия представлена идеальной окружностью, линии выпрямлены.

Схема 2003 г. Фото: metro.ru

В сентябре 2012 года в вагонах вновь сменились схемы. На них были отмечены недавно открывшиеся станции, изменен дизайн: линии стали тоньше, в центре композиции по-прежнему кольцевая ветка, а линии монорельса и строящегося третьего пересадочного контура намечены концентрическими дугами; появилась информация о наличии у станций перехватывающих парковок.

И вот теперь проводится конкурс на новый дизайн. Ждать осталось недолго. Работы на конкурс принимаются до 23 ноября. Дальше будет отобрано до шести лучших проектов, а в январе проведено интернет-голосование. Какой будет новая карта подземки — решать москвичам.

Материал подготовлен на основе данных сайта Московское метро и проекта Артемия Лебедева.

Источник



Старая карта московского метро

История московского метро в схемах и картах.

1) Я ковал тебя железными подковами
Я коляску чистым лаком покрывал
Но метро сверкнув перилами дубовыми
Сразу всех он седоков околдовал

Ну и как же это только получается
Что-то в жизни перепуталось хитро
Чтоб запрячь тебя я утром отправляюся
От Сокольников до Парка на метро

Леонид Утёсов «Песня извозчика»
15 мая 1935 года московский метро им. Лазаря Кагановича (да, тогда «метро» было мужского рода) распахнул свои двери для жителей Москвы и гостей пролетарской столицы в составе 1 перегона от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с вилочным ответвлением от «Охотного ряда» через «Коминтерн» (ныне, «Александровский сад») до метро «Смоленская».
В этом репортаже мы совершим экскурсию по Московскому метро через призму его схемы и карт, переживших множество изменений, которые отражали не только взаимное расположение линий, но и особенности моды и дизайна, присущие различным периодам истории нашей страны.

2) Логичнее начать рассказ с небольшой предыстории. Первый метрополитен в мире появился в Лондоне в 1863 года после изобретения Марком Брюнелем проходческого щита, что позволило прорыть тоннель под Темзой. Затем подземка пришла в Нью-Йорк (сначала в 1868 в виде надземного участка, который не сохранился, затем в 1904 году с появлением первой подземной линии), Глазго (Будапешт (1896), Париж (1900) и в Берлин (1902). Любопытно, что изначально Марк Брюнель работал над изобретением проходческого щита. в Петербурге при Александре I, однако его смерть не дала продолжить работу изобретателю. Он переработал проект вместо Невы под Темзу, и в 1842 году был проложен первый в мире подводный тоннель, что дало возможность в перспективе создать подземную систему общественного транспорта в Лондоне. В России вплоть до революции 1917 года не получалось построить свой собственный метрополитен по причине опасения крупных промышленников по поводу возможного земельного передела.
А вот в конце 1920-х гг., когда население пролетарской столицы в Москве подошло к 4 миллионам жителей, к идее строительства метро на государственном уровне вернулись вновь во избежание угрозы транспортного коллапса. В июне 1931 года постановлением пленума ЦК ВКП(б) «О Московском городском хозяйства и о развитии городского хозяйства СССР» дали старт работам. Главным консультантом Метростроя был американец Джордж Морган, специалист по тоннельным работам, чей опыт очень пригодился метростроевцам. Куратором стройки по партийной линии был непосредственно Лазарь Каганович, главный зачинатель сталинской реконструкции Москвы и архитектурного оформления «пролетарской столицы», в честь которого в 1935-1955 гг. называлась московская подземка.
На открытии метрополитена Каганович говорил: «Мы боролись с природой, мы боролись с плохими грунтами под Москвой. Московская геология оказалась дореволюционной, старорежимной, она не сочувствовала большевикам, она шла против нас. Мы воевали за новое человеческое общество, мы воевали против эксплуатации, против рабства, за добровольный сознательный труд на благо всего коллектива, за труд, воодушевляющий людей, за труд, созидающий не только новые прекрасные вещи, но и нового человека».
Ещё бы, по оценки Джорджа Моргана, к январю 1934 года было проделано только 6% всех работ, то в январе 1935 года план был выполнен полностью, установив рекорд скорости, не известный до сего момента в мировой практике метростроения.

Читайте также:  Метро казань номер телефона

Источник

История московского метро в схемах и картах

Антон Трофимов

За без малого 78 лет своей истории Московский метрополитен не раз менял схему линий. Начавшееся с единственной ветки и 13 станций, столичное метро разрослось настолько, что сегодня считается одним из самых крупных в мире: 188 станций (некоторые расположены уже за пределами города — в Красногорске и Реутове), 313 км основных путей и 4535 вагонов, 35 623 сотрудника и 7,8 млн пассажиров в сутки. Новая схема метро, которая должна появиться на станциях и в вагонах уже в нынешнем году, впервые в истории метрополитена Москвы выбиралась с помощью общественного голосования. Forbes вспоминает, какими были прежние схемы столичной подземки.

Схема проекта московского метро, 1931 год

Такой схемой была проиллюстрирована статья «Еще раз о метрополитене», опубликованная в «Известиях» поздней осенью 1931 года

Схема московского метро, утвержденная Совнаркомом в 1931 году

Основой для этого проекта стали разработки, проведенные годом ранее в отделе метростроя Московской железной дороги

Первая официальная схема московского метро, 1935 год

Была опубликована в справочнике «Что должен знать пассажир метрополитена». Примечательно, что в это время слово «метро» имело не средний род, как сейчас, а мужской — по аналогии со словом «метрополитен»

Схема метро из Генерального плана развития и реконструкции Москвы, 1935 год

К моменту появления нового Генплана метро не просто было построено, а уже два месяца работало в обычном режиме

Проект третьей очереди московского метрополитена, 1937 год

Схема была опубликована в «Известиях» в январе 1937 года, но начавшееся строительство было прервано из-за Великой Отечественной войны до мая 1942 года

Схематический план Москвы со схемой метрополитена, 1965 год

К этому времени в Москве уже работали семь линий, в том числе Кольцевая (окончание строительства — 1954 г.) и Филевская (окончание строительства — 1958 г.)

Схема линий московского метрополитена, 1970 год

Первая попытка «геометризировать» схему столичной подземки. К этому времени в Москве уже не строили станций по индивидуальным проектам: новые станции, главным требованием к которым была дешевизна, отличались друг от друга только декором колонн и цветом кафельной плитки

Схема линий московского метрополитена, 1980

Новый дизайн схемы разрабатывался накануне московской Олимпиады-80. По мере того как удлинялись радиальные линии, схема разрасталась, и чтобы отобразить ее, пришлось ввести овальное изображение Кольцевой линии (три года спустя его в порядке эксперимента расположат горизонтально) и изогнуть радиусы

Схема линий московского метро, 1984 год

Читайте также:  Ст метро василеостровская с петербург

В Москве действуют уже девять линий изрядной длины, которые приходится изображать ломаными. Зато Кольцевая опять стала круглой, а не овальной, как за четыре года до того. На этой схеме впервые появляются многие элементы, которые использованы на новой схеме работы дизайн-студии Артемия Лебедева

Схема линий московского метрополитена, 1990 год

За прошедшие шесть лет в столичной подземке появился первый пересадочный узел на пределами Кольцевой линии — Каховская ветка. Строящаяся Люблинская линия появляется на схеме с 1988 года, но пущена будет только в 1995-м

Схема линий московского метрополитена, 1992 год

На этой схеме нет многих привычных станций — «Кировской», «Дзержинской», «Площади Свердлова», «Проспекта Маркса», «Щербаковской»: общественная дискуссия о необходимости переименовании станций началась двумя годами ранее. Эта схема тоже во многом похожа на новую «лебедевскую».

Схема линий московского метрополитена, 2003 год

Автор этой схемы — дизайнер Евгений Коваль. Схема действовала до 26 сентября 2003-го: этот год вошел в историю московского метро как год самой частой смены схем

Схема линий московского метро с привязкой к карте города, 2003 год

Действовала с 26 сентября по 23 декабря. Примечательно, что станция «Ботанический cад» указана с ошибкой: на самом деле она расположена на другом берегу Яузы. Мелкий шрифт схемы раздражал многих пассажиров, и после многочисленных нареканий карта была заменена

Схема линий московского метрополитена, 2003 год

Эта официальная схема действовала с 23 декабря — именно она пришла на смену схеме, наложенной на карту города. Движение поездов по обозначенной на карте как действующей Бутовской линии легкого метро началось только через четыре дня, 27 декабря

Схема линий скоростного транспорта Москвы, 2005 год

На этой схеме отражено последнее на сегодняшний день переименование станции московского метро: «Измайловский парк» стал «Партизанской», после чего наконец-то стало понятно, почему с момента открытия станцию украшали скульптуры героев-партизан. На смену этой схема пришла действующая (с 17 сентября 2012 года) и сейчас схема, вместо которой скоро появится новая, победившая в народном голосовании

Схема линий скоростного транспорта Москвы, 2013 год

Схема-победитель последнего конкурса, созданная дизайн-студией Артемия Лебедева. Из трех схем-финалистов за нее отдали больше всего голосов — 38 485, или 52% голосовавших. Примечательно, что в этой схеме использованы многие элементы, уже знакомые москвичам по схемам 1984 и 1992 годов.

Источник

Метрополитен — Схемы

Карта Московского Метрополитена, заказ 09 октября 1986 года.

Советская схема московского метрополитена, совмещенная со схемой нахождения магазинов в Москве, найдена в семейном архиве

Из атласа "Москва. Атлас туриста"

1985 г.
Прислал GiG

Схема линий Московского Метрополитена.

160 КБ

Скан с раскладной схемы линий метро, выпущенной в ноябре 1983 г.

Схема 1980 г. с транслитерацией названий линий и станций. Издательство "Московский рабочий"

Схема Московского Метрополитена 1980 года. Скан с оригинальной схемы

Схема Московского метрополитена им. В.И. Ленина (Из схемы городского пассажирского транспорта, 1979 год)

Схема метро 1977 года.

Схема Московского метрополитена имени В.И. Ленина.
Издательство "Просвещение", 28.01.1976.

Схема 1972 года с перспективными линиями и указанием времени следования между станциями (журнал «Наука и жизнь», 07'1972)

Схема линий Московского Метрополитена на март 1971 г.

Скан с путеводителя "Москва". Издательство "Московский Рабочий", 1965 год

Схема из книги "Справочник пассажира". 1963 г.

Илл. из кн.: Дягилев Д. Москва — столица СССР. Краткий очерк о столице нашей Родины // М.: Московский рабочий. 1962. Источник — http://metro.ru/f/1/map/1000_metro.ru-1962map-big5.gif. Схема линий приведена по состоянию на 1 января 1962 года.

Схема московского метрополитена им. В. И. Ленина. Схема из книги «Москва. Архитектурный путеводитель» 1960 год.

Схема по состоянию на конец 1959 года. Взято из неизвестной газеты.
Источник — https://zen.yandex.ru/media/vagant/stanc. a924072

Источник — http://metro.ru/f/1/map/metro.ru-1958map-big1.jpg. Участок Киевская-Фили указан как продление Арбатско-Покровской линии.

Схематический план Московского метрополитена. Переснято с книги "По Москве" краткий путеводитель издательства "Московский рабочий" 1958 года.

Источник