Подземный музей: 12 самых красивых станций метро в Москве

Московский метрополитен является важнейшей частью нашей столицы. С одной стороны это городской общественный транспорт, включающий в себя 15 линий и 269 станций. Но с другой стороны он богат удивительно красивыми объектами, которые проектировались известными и талантливыми людьми.

Некоторые станции заслуженно называют “Подземными дворцами Москвы”. Они удивляют своими красивыми вестибюлями и залами. Стены и пилоны украшены барельефами, статуями, мозаиками, витражами и другими декоративными композициями известных художников и скульпторов страны. Роскошные люстры и светильники также невозможно оставить без внимания. А мраморная и гранитная отделка добавляет монументальности. Некоторые станции являются истинными памятниками архитектуры и официально находятся под охраной государства.

Несомненно Московский метрополитен является важной частью экскурсии любого гостя нашей столицы. Многие станции заслуживают такого же внимания, как музеи и являются объектами культурного наследия нашей страны.

Ежедневно в метро спускается больше 9 млн. человек. Высокий темп современной жизни приводит к тому, что мы очень часто не смотрим по сторонам и лишаем себя возможности полюбоваться красотами московских подземных дворцов.

Представляем вашему вниманию рейтинг самых красивых станций метро в Москве. Представленный обзор составлен по мнению редакции нашего сайта.

12 Белорусская

Открывает наш рейтинг станция Белорусская, которая была открыта в 1938 году и является одной из первых в Москве. Она расположена под площадью Тверская Застава и входит в состав Замоскворецкой линии. Выход станции ведет в здание Белорусского вокзала, откуда соответственно и название.

Оформление станции соответствует названию. Пилоны центрального зала декорированы лепниной с белорусскими национальными орнаментами. Пол раньше также был выложен в виде белорусского орнамента, однако в настоящее время он выполнен из черного диабаза и гранита серого цвета и напоминает шахматную доску.

В целом станция представляет собой типовую пилонную трехсводчатую конструкцию. Однако ее зал отделан мрамором различных оттенков, что минимизирует ощущение глубины. Архитекторы Н. Андриканис и Н. Быкова придали станции вид изысканного дворца. Путевые стены отделаны мрамором белого цвета сверху и черного снизу, а пилоны центрального зала — мрамором розового оттенка. Для визуального облегчения конструкции, в пилонах предусмотрены углубления. В них вмонтированы светильники на бронзовых торшерах. Помимо торшеров, освещение осуществляют изящные подвесные люстры.

11 Достоевская

Сравнительно новая и интересно оформленная станция — Достоевская. Она была открыта в 2010 году, находится между станциями Люблинско-Дмитровской линии. Свое название станция получила в честь Ф. М. Достоевского.Он жил на улице Новая Божедомка, которая расположена неподалеку.

Конечно же оформление станции посвящено творчеству великого русского писателя. На торцевой стене зала размещен портрет Достоевского, а на остальных стенах сцены из самых известных произведений, таких как “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Братья Карамазовы”. Такое оформление вызывало критику со стороны общественности после открытия. Однако несмотря на противоречивые отзывы, стоит признать, что внешний вид станции весьма интересный.

С технической стороны Достоевская — это колонно-стеновая трехсводчатая станция глубокого заложения. Она находится на глубине 60 метров и является пересадочной на кольцевую линию. Пол, путевые стены и колонны станции отделаны традиционными гранитом и мрамором. А вот потолок не совсем стандартный. Он сделан из белого стеклопластика, что делает зал очень светлым. Все оформление станции выполнено в черном и белом цветах.

10 Курская

Под площадью Курского вокзала расположена одноименная станция Московского метрополитена. Свою работу она начала в 1950 году. Протяженность платформы здесь 160 метров — одна из самых длинных в Москве.

Станция Курская оформлена в двух тематиках — “Солнце” и “Победа”. Для отделки стен использовались несколько цветов мрамора — черный, серый, красный и розовый. Пол выложен серым и красным гранитом. Центральный зал исполнен в дорическом стиле. Его стены отделаны мрамором “коелга”, который внешним видом напоминает древнеримскую базилику. Освещают зал люстры в форме солнца, а из полузала, ведущего на Арбатско-Покровскую линию, исходят позолоченные лучи.

Интересный дизайн имеет средний аванзал, имеющий форму круга. В его центре находится полуколонна, которая визуально поднимается из-под земли. Такое необычное архитектурное решение дало соответствующее название аванзалу — “Возрождение”.

С технической точки зрения станция Курская трехстворчатая колонная глубокого заложения. При ее строительстве использовали сборную чугунную отделку. Своды станции опираются на собственные колонны, которые образуют в центральном зале двойной ряд.

9 Комсомольская

Еще одна примечательная станция Московского метрополитена — Комсомольская. Она оформлена в тематике борьбы за независимость русского народа. Расположена станция на Кольцевой линии в Красносельском районе под Комсомольской площадью. Открылась 30 января 1952 года.

На своде станции расположены панно, посвященные теме борьбы российского народа за свободу. Можно увидеть таких выдающихся военных и политических деятелей, как Минин, Пожарский, Кутузов, Суворов, Александр Невский и Дмитрий Донской. Присутствуют изображения советской армии под Рейхстагом, выступления Ленина перед красногвардейцами и Родины-матери. Дополняют оформление также вставки из мозаики и барельефы, изображающие оружие. Северный вестибюль Комсомольской украшен тематическими барельефами Г. И. Мотовилова. Кроме того, в одном торце станции расположен бюст Ленину, а в другом мозаика ордена Победы.

Технически Комсомольская представляет собой трехпролетную пилонную станцию глубокого заложения. Она одна из самых длинных — протяженность 190 метров. Всего здесь расположено 68 восьмигранных колонн на расстоянии 5,6 метров друг от друга. Все они отделаны светлым мрамором, а пол выложен розовым гранитом. На желтом потолке красуются подвешенные рожковые люстры.

8 Новокузнецкая

Интересное оформление имеет и Новокузнецкая станция. Названа она в честь одноименной улицы, проходящей рядом. Эта пересадочная станция входит с состав Замоскворецкой линии. Дата открытия — 20 ноября 1943 года.

Оформление станции Новокузнецкая посвящено стойкости советского народа в годы Великой Отечественной войны, что неудивительно, учитывая год ее открытия. Проект оформления был удостоен Сталинской премии первой степени. Из тематического декора можно увидеть барельеф со сценами боев на потолочном фризе центрального зала, шесть мозаик с изображениями тружеников тыла, расположенных на сводах. Каждая мозаика подсвечена бронзовым торшером. В центре эскалаторного наклона размещен щит со словами «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны», обрамленный знаменами, лавровыми венками и оружием. В переходе с Новокузнецкой станции на Третьяковскую расположено мраморное панно Б. Покровского «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков».

Потолок и стены станции отделаны светлым мрамором, а пол выложен разноцветным гранитом. Для пассажиров станции установлены скамейки из белого мрамора. Интересно, что до открытия Новокузнецкой они были в Храме Христа Спасителя. Технически станция построена по типовому проекту и имеет трехсводчатую пилонную конструкцию. Центральный зал имеет диаметр 9,5 м, а боковые 8,5 м.

7 Римская

Красивой и необычной является станция Римская, относящаяся к Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена. Ее открыли в 1995 году. Расположена в Таганском районе Москвы.

Станция оформлена в тематике “Достопримечательности Рима”. Проектировали ее итальянские архитекторы А. Куатроччи и Дж. П. Имбриги, совместно с ними работал также и скульптор Л. Л. Берлин. Он является создателем замечательной композиции “Фонтан”. Ее главные фигуры — основатели Рима Ромул и Рем. Римская — это единственная станция Московского метро, где установлен фонтан. Выходы к переходам и эскалаторам украшены лепными медальонами.

Проект станции новый, поэтому не типовой. Подплатформеные помещения здесь отсутствуют. Опорой для путевых стен и колонн служит монолитная плита. Отделка залов произведена мрамором различных пород и цветов, а пол выложен черным, серым и красным гранитом.

6 Новослободская

Станция Новослободская Московского метрополитена была открыта в 1952 году. Она относится к Кольцевой линии и входит в состав участка Белорусская-Курская. Свое название Новослободская получила в честь одноименной улицы, в начале которой она и находится.

Архитектором станции был выдающийся специалист А. Душкин. Это его последняя работа в данном направлении. Новослободскую украшают чередующиеся большие и малые арочные пролеты. Малые заполнены витражами. Светильники за ними подсвечивают композицию. Благодаря такому решению несущие конструкции не кажутся тяжелыми. Всего установлено 32 витража, которые изготовлены по рисункам художника П. Корина. Все композиции помещены в рамку из отчеканенной позолоченной латуни, а верхняя часть каждого витража украшена медальоном. На шести изображениях можно увидеть изображения агронома, энергетика, географа, архитектора, музыканта и художника. Остальные представляют собой разные геометрические орнаменты. На торцевой стене главного зала расположено мозаичное панно «Мир во всем мире», изображающее женщину с младенцем на руках.

Спроектирована Новослободская, как трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения на глубине 40 м. Имеет одну платформу. Путевые стены и пилоны отделаны традиционно мрамором, а пол гранитом. Черно-серый пол напоминает шахматную доску, пилоны черные с белыми прожилками.

5 Арбатская

Привлекает к себе внимание станция Арбатская. Ее открыли 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метро. Относится к Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Ранее на этом месте был Храм Тихона, епископа Амафунтского. Название станция получила в честь расположенной вблизи станции Арбат.

Арбатская является объектом культурного наследия. Она оформлена в стиле “московское барокко”, сочетающем в себе русскую архитектуру 17 века и элементы ордерных композиций. Выбор традиций русского зодчества при декорировании внутреннего убранства обусловлен близостью станции к Кремлю. Поперек станции перекинуты параболические арки они принимают на себя тяжесть сводов с малыми арками.

Центральный зал имеет очень большую протяженность. Его пилоны украшены керамическими букетами цветов, а внизу отделаны красным мрамором. Пол выложен черным и красным гранитом. Путевые стены имеют облицовку в виде черной и белой керамической плитки, а стены подходных коридоров пятнистым мрамором с красным цоколем. Станционный зал освещают изящные люстры с орнаментом в золоченой бронзовой оправе.

4 Площадь Революции

Еще одна известная своей красотой станция Московского метро — Площадь Революции. Открыли ее в 1938 году. Рядом находится Площадь Революции, о чем легко можно догадаться по названию. Относится станция к Арбатско-Покровской линии и находится между Курской и Арбатской.

Станция также относится к объектам культурного наследия. Проектировал ее архитектор А. Н. Душкин, совместно с ним работал скульптор Матвей Манизер. Здесь установлено 76 изготовленных им скульптур. Они стоят в хронологическом порядке событий 1917-1937 годов в нишах арок, образованных пилонами. Работы изображают простых советских людей — колхозников, революционеров, рабочих, студентов, пограничников и т.д. С этими фигурами у москвичей связаны интересные традиции. Например для успеха в начинаниях нужно потереть флажок матроса, перед экзаменом — нос овчарки, а для успешного свидания — обувь “Студентки с книгой”.

Пилонная, трехсводчатая станция глубокого заложения расположена на глубине 33,6 метров. Стены и пилоны облицованы черным армянским мрамором и золотистым, белым и серым камнем других пород. Пол выложен гранитом.

3 Маяковская

Тройку самых красивых станций метро в Москве открывает Маяковская. Ее открыли в сентябре 1938 года. Эта одна из первых станций Московского метрополитена. Интересно, что ее проект получил гран-при на выставке в Нью-Йорке еще за несколько лет до открытия. Статус Памятника архитектуры Маяковская получила в конце 20 века.

Станция получила свое название в честь знаменитого русского поэта Владимира Маяковского. Оформлена она в стиле “сталинская неоклассика”. Своим убранством она похожа на подземный дворец с элементами авангардных конструкций Тонкие колонны, поддерживающие свод и покрытые нержавеющей сталью добавляют изящества. Ниши в сводах декорированы мозаичными панно на тему “Сутки советского неба”, они подсвечены светильниками. Автором этих замечательных произведений является известный русский художник А. Дейнека.

Освещению станции уделили особое внимание при проектировании Маяковской. Убранство наполнено игрой света и полутеней. Это достигается благодаря светильникам, размещенным в 33 овальных куполах.

Маяковская — первая в мире пилонная станция глубокого заложения. Путевые стены облицованы уфалейским мрамором сверху и диоритом снизу. Пол выложен из мрамора и гранита серо-белого цвета, а в центре темно-красная гранитная полоса. Она ведет к бюсту Маяковского, установленному на пьедестале в торце.

2 Театральная

Еще одна из самых красивых станций метро — Театральная. В эксплуатацию ее сдали еще в сентябре 1938 года. Однако тогда она называлась Площадь Свердлова. Так как имя этого революционера носила площадь неподалеку. Но так как здесь расположены Большой и Малый театры, в 2005 году переименовали и площадь, и станцию.

Читайте также:  Как оплачивать проезд картой MasterCard

Театральная была последним проектом архитектора Ивана Фомина, который он не успел завершить. Заканчивал работу его ученик Леонид Поляков. Перронные залы от главного отделены двойными полуколоннами, которые внешне облегчают тяжелые пилоны. Внутреннее оформление посвящено теме народного танца и исполнения на музыкальных инструментов. Залы украшены барельефами с изображением представителей семи республик СССР, танцующих и музицирующих в национальных костюмах. Центральный свод украшен ромбовидными кессонами.

Привлекает внимание также и освещение станции. Большие хрустальные светильники в бронзовой оправе расположены в центре зала. Кроме того, на пилонах в центральном зале установлены светильники из матового стекла.

С технической точки зрения Театральная — трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения. Это типовой проект с диаметром центрального зала 9,5 метров и боковыми залами по 8,5 м. Путевые стены и пилоны отделаны светлым мрамором. Столбы в центре зала украшены каннелюрами на углах. Пол выложен серым и черным гранитом.

1 Киевская

По мнению редакции нашего сайта самой красивой станцией Московского метрополитена является Киевская. Она относится к кольцевой линии и была открыта в марте 1954 года. Своим названием она обязана Киевскому вокзалу, расположенному неподалеку. Эта станция была самой любимой у Н. Хрущева. Ее проект победил на конкурсе. Автором работы является киевский архитектор Е. И. Катонин.

Тематика оформления — “История Украины” и “Дружба украинского и русского народов”. Станция украшена 18 панно. Все они показывают историю взаимоотношений двух стран от Переяславской Рады до революции 1917 года. Мозаика в станционных залах выполнена из смальты. Под каждой картине имеется мраморный свиток с описанием. Торцевая стена центрального зала оформлена мозаичным портретом Ленина в окружении лепных флагов. Также имеется барельеф “Воссоединение всего украинского народа”.

Киевская построена по типовому проекту трехсводчатой пилонной станции глубокого заложения. Расположена на глубине 53 метра. Внутри станции имеется два вестибюля — северный и южный.

Источник

Десять красивейших станций московского метро

Московское метро давно и прочно вошло в список самых популярных туристических достопримечательностей столицы. Ведь при строительстве станций применялись уникальные технологии, самобытные архитектурные и дизайнерские решения, что сделало подземку настоящим произведением искусства. Московский метрополитен и Ростуризм подготовили рейтинг самых красивых и интересных станций, которые обязательно нужно посетить каждому гостю столицы.

Дата открытия: 11 сентября 1938 года

Станция названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского.

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Декор станции — это настоящее минералогическое разнообразие! Угловые части выложены пластинами уральского камня орлец и садахлинского мраморовидного известняка, в оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены облицованы мрамором и диоритом, а пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра Дейнеки на тему «Сутки страны Советов».

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором сближается здесь с международным ар-деко. Проект станции мгновенно стал всемирно известным и вошел в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году проект станции был удостоен Гран-при международной выставки в Нью-Йорке. В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

В годы Великой Отечественной войны станция «Маяковская» использовалась как бомбоубежище во время авиационных налетов. Кроме того, центральный зал станции — в то время одной из самых глубоких и просторных — служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен.

«Площадь Революции»

Дата открытия: 13 марта 1938 года

Пилоны станционного зала образуют 18 (первоначально 20) арок-проходов к платформам. В нишах арок установлены 76 бронзовых фигур, выполненных в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом скульпторов под руководством М.Г. Манизера. Это своеобразная галерея образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь нашей страны, ее славное прошлое и прекрасное будущее. Прототипами этих возвышенных образов служили реальные люди: два года назад широко стала известна история легкоатлета Аркадия Гидрата — он позировал для скульптуры студента с книгой. Гидрат был перспективным спортсменом. Однако в полной мере раскрыть свой потенциал ему было не суждено: в 1941 году ушел на фронт, где пропал без вести. О месте его гибели не было ничего известно вплоть до 2001 года, и все это время родные Гидрата носили цветы во все памятные даты именно на станцию «Площадь Революции», к одной из четырех фигур студента с книгой.

Также со станционными скульптурами связано множество суеверий. Пожалуй, самое распространенное из них: потри нос собаки пограничника — и твое желание непременно исполнится. Носы, к слову, отполированы до блеска миллионами рук.

«Кропоткинская»

Дата открытия: 15 мая 1935 года

Просто, со вкусом, функционально — так можно охарактеризовать дизайн станции «Кропоткинская». Лаконичные десятигранные мраморные колонны в серо-белых тонах расположились по краям зала. Верхнюю часть колонн украшают капители, в которые вмонтированы невидимые снизу светильники. Путевые стены облицованы белым мрамором, пол выложен серым и розовым гранитом. Первоначально путевые стены были облицованы фаянсовой плиткой, а позднее были покрыты уральским мрамором.

На международных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958) макет станции отмечен Гран-при. 15 марта 1941года станции присуждена Сталинская премия 2-й степени за архитектуру и строительство.

«Новослободская»

Дата открытия: 30 января 1952 года

На «Новослободскую» нужно отправиться, чтобы понаблюдать за причудливой игрой света и тени. Особенность этой станции — 32 оригинальных витража из разноцветного стекла внутри белых мраморных пилонов, обрамленные сталью и золоченой латунью и освещаемые изнутри.

Автор художественного оформления станции — художник Павел Корин. Изюминка оформления — мозаичное панно «Мир во всем мире».

В 1992 году был открыт переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии. В 2003 году проведена реставрация витражей, люстр и торцевого панно.

«Арбатская» Арбатско-Покровской линии

Дата открытия: 5 апреля 1953 года

«Арбатская» — настоящий транспортный хаб московской подземки. С этой станции можно попасть на три другие и проделать под землей путь от Арбата до Кремля.

«Арбатскую» сразу можно узнать по пилонам, отделанным мрамором насыщенного красного цвета. Пол выложен серым гранитом. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой: верх — белого цвета, низ — черного. Пилоны и свод центрального зала украшены букетами цветов, выполненными из керамики. Освещается станция массивными бронзовыми люстрами.

Великолепный западный наземный вестибюль встроен в здание Генерального штаба Министерства обороны РФ. В его эскалаторном зале находился мозаичный портрет И.В. Сталина.

«Комсомольская» Кольцевой линии

Дата открытия: 30 января 1952 года

Проект станции «Комсомольская» принадлежит выдающемуся архитектору Алексею Щусеву.

Художественное оформление станции посвящено теме борьбы России с иноземными захватчиками и победы в Великой Отечественной войне.

Просторный величественный зал украшен высокими мраморными колоннами, увенчанными резными мраморными капителями. В оформлении станционного зала использован светлый мрамор и серый гранит. Станцию украшают барельефы и мозаичные панно из смальты и ценных камней, созданные по эскизам лауреата Ленинской премии художника Павла Корина. Пять из них изображают русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Три панно посвящены победе в Великой Отечественной войне.

Из центра зала две группы эскалаторов ведут в переход к станции «Комсомольская» Сокольнической линии. Тематика Победы воплощена и на этом переходе: у эскалатора располагается флорентийская мозаика по эскизам П.Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамен.

«Октябрьская» Кольцевой линии

Дата открытия: 1 января 1950 года

Раньше станция называлась «Калужской», что было логично, поскольку один из выходов вел на Калужскую площадь. В 1961 году станция была переименована, а современная «Калужская» открылась только в 1974 году.

Автор станции «Октябрьская» Леонид Поляков был удостоен Сталинской премии.

Художественное оформление станции посвящено теме «Триумф победы над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне». Свод подземного зала разделен арками, у основания которых — барельефы с изображением воинов Советской армии. На пилонах, покрытых светло-серым мрамором, укреплены светильники в виде факелов. Пол выложен красным и серым гранитом. Путевые стены облицованы плиткой кремового цвета и украшены керамическими венками с золотым орнаментом. Кассовый и эскалаторный залы также украшены барельефами с изображением боевых знамен, оружия и фанфар, а также фигурами девушек, олицетворяющими Славу.

«Воробьевы горы»

Дата открытия: 12 января 1959 года

Станция является самой протяженной в Московском метро. Длина зала вместе с подходными коридорами составляет 284 метра. Сооружена по уникальному проекту. Станционные пути и платформа расположены на нижнем ярусе метромоста. На верхнем ярусе осуществляется автомобильное движение. Мост построен в 1958 году, его длина вместе с эстакадами составляет 1179 метров (а полная длина — 2030 метров). Конструкции собраны из предварительно напряженных железобетонных элементов.

Из-за несоблюдения норм строительства метромоста, приведшего к частичному разрушению несущих конструкций, 20 октября 1983 года станция была закрыта для пассажиров. С 1986 года движение поездов осуществлялось по обходным мостам, возведенным на самостоятельных опорах по обе стороны моста. Реконструкция станции, продолжавшаяся 19 лет, завершилась 14 декабря 2002 года.

Сегодня оформление станции выполнено в современном стиле. Опоры моста, проходящие через зал, а также стены подходных коридоров облицованы белым и зеленым мрамором. Путевые стены, как и раньше, сделаны прозрачными, стекла вставлены в алюминиевый каркас.

«Парк Победы»

Дата открытия: 6 мая 2003 года

Станция «Парк Победы» — самая глубокая в Московском метрополитене. Она состоит из двух параллельных одинаковых залов. Оба зала отделаны светлым и коричневым мрамором и украшены красочными панно авторства Зураба Церетели. Панно южного зала посвящено Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, панно в северном зале — Отечественной войне 1812 года.

От центрального зала южной станции поднимается самый длинный в Московском метрополитене эскалатор (126 метров).

Выход в город возможен только из южного зала, выход с северной стороны пока только в проекте.

«Славянский бульвар»

Дата открытия: 7 сентября 2008 года

Станция располагается в районе Фили-Давыдково на пересечении Кутузовского проспекта со Старорублёвским шоссе между Кутузовским проспектом и железнодорожными путями. В перспективе над станцией будет построен дублер Кутузовского проспекта.

Визитная карточка станции — ярко-зеленые стены из мрамора «Верде Гватемала», отделанные декором из стали. Декоративно-художественное решение станции раскрывает тему «бульвара», звучащую в ее названии: в центре платформы установлены три скамьи для пассажиров с декоративными фонарями, выполненными в стиле русский модерн, а по верху путевых стен, на высоте около 3,5 метров, располагаются кованые решетки с растительным орнаментом.

«Славянский бульвар» — очень технологичная станция: над лестничными сходами расположились светопрозрачные павильоны, защищающие пассажиров от дождя и снега и оборудованные системами инфракрасного обогрева ступеней. В вестибюлях станции установлены специальные лифты, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями.

Источник

Станция метро москвы черно белая

Московское метро давно и прочно вошло в список самых популярных туристических достопримечательностей столицы. Ведь при строительстве станций применялись уникальные технологии, самобытные архитектурные и дизайнерские решения, что сделало подземку настоящим произведением искусства. Московский метрополитен и Ростуризм подготовили рейтинг самых красивых и интересных станций, которые обязательно нужно посетить каждому гостю столицы.

Читайте также:  Как доехать до Балашихи из Москвы

Дата открытия: 11 сентября 1938 года

Станция названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского.

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Декор станции — это настоящее минералогическое разнообразие! Угловые части выложены пластинами уральского камня орлец и садахлинского мраморовидного известняка, в оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены облицованы мрамором и диоритом, а пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра Дейнеки на тему «Сутки страны Советов».

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором сближается здесь с международным ар-деко. Проект станции мгновенно стал всемирно известным и вошел в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году проект станции был удостоен Гран-при международной выставки в Нью-Йорке. В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

В годы Великой Отечественной войны станция «Маяковская» использовалась как бомбоубежище во время авиационных налетов. Кроме того, центральный зал станции — в то время одной из самых глубоких и просторных — служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен.

«Площадь Революции»

Дата открытия: 13 марта 1938 года

Пилоны станционного зала образуют 18 (первоначально 20) арок-проходов к платформам. В нишах арок установлены 76 бронзовых фигур, выполненных в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом скульпторов под руководством М.Г. Манизера. Это своеобразная галерея образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь нашей страны, ее славное прошлое и прекрасное будущее. Прототипами этих возвышенных образов служили реальные люди: два года назад широко стала известна история легкоатлета Аркадия Гидрата — он позировал для скульптуры студента с книгой. Гидрат был перспективным спортсменом. Однако в полной мере раскрыть свой потенциал ему было не суждено: в 1941 году ушел на фронт, где пропал без вести. О месте его гибели не было ничего известно вплоть до 2001 года, и все это время родные Гидрата носили цветы во все памятные даты именно на станцию «Площадь Революции», к одной из четырех фигур студента с книгой.

Также со станционными скульптурами связано множество суеверий. Пожалуй, самое распространенное из них: потри нос собаки пограничника — и твое желание непременно исполнится. Носы, к слову, отполированы до блеска миллионами рук.

«Кропоткинская»

Дата открытия: 15 мая 1935 года

Просто, со вкусом, функционально — так можно охарактеризовать дизайн станции «Кропоткинская». Лаконичные десятигранные мраморные колонны в серо-белых тонах расположились по краям зала. Верхнюю часть колонн украшают капители, в которые вмонтированы невидимые снизу светильники. Путевые стены облицованы белым мрамором, пол выложен серым и розовым гранитом. Первоначально путевые стены были облицованы фаянсовой плиткой, а позднее были покрыты уральским мрамором.

На международных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958) макет станции отмечен Гран-при. 15 марта 1941года станции присуждена Сталинская премия 2-й степени за архитектуру и строительство.

«Новослободская»

Дата открытия: 30 января 1952 года

На «Новослободскую» нужно отправиться, чтобы понаблюдать за причудливой игрой света и тени. Особенность этой станции — 32 оригинальных витража из разноцветного стекла внутри белых мраморных пилонов, обрамленные сталью и золоченой латунью и освещаемые изнутри.

Автор художественного оформления станции — художник Павел Корин. Изюминка оформления — мозаичное панно «Мир во всем мире».

В 1992 году был открыт переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии. В 2003 году проведена реставрация витражей, люстр и торцевого панно.

«Арбатская» Арбатско-Покровской линии

Дата открытия: 5 апреля 1953 года

«Арбатская» — настоящий транспортный хаб московской подземки. С этой станции можно попасть на три другие и проделать под землей путь от Арбата до Кремля.

«Арбатскую» сразу можно узнать по пилонам, отделанным мрамором насыщенного красного цвета. Пол выложен серым гранитом. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой: верх — белого цвета, низ — черного. Пилоны и свод центрального зала украшены букетами цветов, выполненными из керамики. Освещается станция массивными бронзовыми люстрами.

Великолепный западный наземный вестибюль встроен в здание Генерального штаба Министерства обороны РФ. В его эскалаторном зале находился мозаичный портрет И.В. Сталина.

«Комсомольская» Кольцевой линии

Дата открытия: 30 января 1952 года

Проект станции «Комсомольская» принадлежит выдающемуся архитектору Алексею Щусеву.

Художественное оформление станции посвящено теме борьбы России с иноземными захватчиками и победы в Великой Отечественной войне.

Просторный величественный зал украшен высокими мраморными колоннами, увенчанными резными мраморными капителями. В оформлении станционного зала использован светлый мрамор и серый гранит. Станцию украшают барельефы и мозаичные панно из смальты и ценных камней, созданные по эскизам лауреата Ленинской премии художника Павла Корина. Пять из них изображают русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Три панно посвящены победе в Великой Отечественной войне.

Из центра зала две группы эскалаторов ведут в переход к станции «Комсомольская» Сокольнической линии. Тематика Победы воплощена и на этом переходе: у эскалатора располагается флорентийская мозаика по эскизам П.Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамен.

«Октябрьская» Кольцевой линии

Дата открытия: 1 января 1950 года

Раньше станция называлась «Калужской», что было логично, поскольку один из выходов вел на Калужскую площадь. В 1961 году станция была переименована, а современная «Калужская» открылась только в 1974 году.

Автор станции «Октябрьская» Леонид Поляков был удостоен Сталинской премии.

Художественное оформление станции посвящено теме «Триумф победы над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне». Свод подземного зала разделен арками, у основания которых — барельефы с изображением воинов Советской армии. На пилонах, покрытых светло-серым мрамором, укреплены светильники в виде факелов. Пол выложен красным и серым гранитом. Путевые стены облицованы плиткой кремового цвета и украшены керамическими венками с золотым орнаментом. Кассовый и эскалаторный залы также украшены барельефами с изображением боевых знамен, оружия и фанфар, а также фигурами девушек, олицетворяющими Славу.

«Воробьевы горы»

Дата открытия: 12 января 1959 года

Станция является самой протяженной в Московском метро. Длина зала вместе с подходными коридорами составляет 284 метра. Сооружена по уникальному проекту. Станционные пути и платформа расположены на нижнем ярусе метромоста. На верхнем ярусе осуществляется автомобильное движение. Мост построен в 1958 году, его длина вместе с эстакадами составляет 1179 метров (а полная длина — 2030 метров). Конструкции собраны из предварительно напряженных железобетонных элементов.

Из-за несоблюдения норм строительства метромоста, приведшего к частичному разрушению несущих конструкций, 20 октября 1983 года станция была закрыта для пассажиров. С 1986 года движение поездов осуществлялось по обходным мостам, возведенным на самостоятельных опорах по обе стороны моста. Реконструкция станции, продолжавшаяся 19 лет, завершилась 14 декабря 2002 года.

Сегодня оформление станции выполнено в современном стиле. Опоры моста, проходящие через зал, а также стены подходных коридоров облицованы белым и зеленым мрамором. Путевые стены, как и раньше, сделаны прозрачными, стекла вставлены в алюминиевый каркас.

«Парк Победы»

Дата открытия: 6 мая 2003 года

Станция «Парк Победы» — самая глубокая в Московском метрополитене. Она состоит из двух параллельных одинаковых залов. Оба зала отделаны светлым и коричневым мрамором и украшены красочными панно авторства Зураба Церетели. Панно южного зала посвящено Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, панно в северном зале — Отечественной войне 1812 года.

От центрального зала южной станции поднимается самый длинный в Московском метрополитене эскалатор (126 метров).

Выход в город возможен только из южного зала, выход с северной стороны пока только в проекте.

«Славянский бульвар»

Дата открытия: 7 сентября 2008 года

Станция располагается в районе Фили-Давыдково на пересечении Кутузовского проспекта со Старорублёвским шоссе между Кутузовским проспектом и железнодорожными путями. В перспективе над станцией будет построен дублер Кутузовского проспекта.

Визитная карточка станции — ярко-зеленые стены из мрамора «Верде Гватемала», отделанные декором из стали. Декоративно-художественное решение станции раскрывает тему «бульвара», звучащую в ее названии: в центре платформы установлены три скамьи для пассажиров с декоративными фонарями, выполненными в стиле русский модерн, а по верху путевых стен, на высоте около 3,5 метров, располагаются кованые решетки с растительным орнаментом.

«Славянский бульвар» — очень технологичная станция: над лестничными сходами расположились светопрозрачные павильоны, защищающие пассажиров от дождя и снега и оборудованные системами инфракрасного обогрева ступеней. В вестибюлях станции установлены специальные лифты, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями.

Источник

Самые красивые станции московского метро

Московский метрополитен известен во всем мире красотой своих
станций, особенно тех, которые были построены с 1935-го до середины 1950-х годов.
Многие станции достойны восхищения, любоваться ими можно не меньше, чем
знаменитыми достопримечательностями российской столицы, расположенными на земле.
Поэтому приехав в Москву, не забывайте не только ходить по музеям и интересным
местам, но и пользоваться метрополитеном, так как это не только удобно, но еще
и очень познавательно.

Портал MSK News составил Топ-15 самых красивых станций метро в Москве.

“Комсомольская” (Кольцевая линия)

Станция метро “Комсомольская” Кольцевой линии с архитектурной точки зрения считается апофеозом сталинского ампира. Она была открыта 30 января 1952 года. Темой оформления станции стала фраза: “Слава победоносному русскому оружию”. Сюжетами стали знаковые эпизоды истории России.

Изначально восемь огромных мозаик на своде иллюстрировали
речь Иосифа Сталина на параде 7 ноября 1941 года, в которой упоминались
Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов, Кутузов. Темами
мозаик были также были выбраны исторический парад 7 ноября 1941 года, взятие
рейхстага и парад Победы 24 июня 1945 года. Именно три последние мозаики были изменены
в 1961 году, после изменения культа личности Сталина. Мозаика с ноябрьским
парадом 1941 года была заменена на мозаику, изображающую выступление Ленина на
Красной площади перед бойцами Красной армии в годы Гражданской войны. А с мозаики
со взятием рейхстага исчез профиль Сталина на знамени.

Мозаика “Парад Победы” была заменена на новую, где вместо людей на Красной площади появилась фигура Родины-матери, стоящую на знаменах поверженного врага и держащую в руках серп и молот и ветвь оливы.

“Комсомольская” стала одной из последних работ Алексея
Щусева, который скончался 24 мая 1949 года, задолго до открытия станции. Проект
был закончен работниками его мастерской. За работу над станцией в 1952 году он
посмертно получил Сталинскую премию второй степени.

“Маяковская” (Замоскворецкая линия)

Станция была открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена, а годом спустя проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Это первая колонная станция глубокого заложения в Москве, в СССР и вообще в мире. В 2001 году правительство Москвы приняло решение включить станцию “Маяковская” в список памятников истории и культуры местного значения.

Это трехсводчатая станция с двумя рядами колонн. Металлическая окантовка, так сильно повлиявшая на архитектуру, состоит из фрагментов дирижабля, построенного ранее по проекту Циолковского. В своде центрального нефа – 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно из смальты. Делались они по эскизам Александра Дейнеки на тему “Сутки страны Советов”.

В годы Великой Отечественной войны станция служила бомбоубежищем, а 6 сентября 1941 года здесь на заседании Московского съезда депутатов, которое транслировалось по радио, выступил Иосиф Сталин.

Читайте также:  Улицы возле метро марксистская

Станция имеет два наземных вестибюля. Один из них встроен в
здание Концертного зала им. П.И. Чайковского и был открыт вместе со станцией.
Второй вестибюль был открыт в 2005 году. Свод кассового зала нового вестибюля
украшен мозаиками художника Ивана Лубенкова на тему неба и строками из
стихотворений Владимира Маяковского.

Киевская (Кольцевая линия)

Станция была открыта 14 марта 1954 года и названа по
одноименному вокзалу, расположенному над станцией.

Художественное оформление станции посвящено теме дружбы российского и украинского народов. Проект выполнен киевскими зодчими и был выбран из 73 работ, представленных на конкурс. Центральная часть посадочного зала, перекрытая изящным белоснежным сводом, соединена с боковыми частями параболическими арками, окаймленными лепным жгутом, что характерно для украинской архитектуры XVII века. 18 пилонов украшены мозаичными панно из смальты и ценных камней на тему единства России и Украины.

Путевые стены станции “Киевская” облицованы светлым мрамором. На торцевой стене центрального зала первоначально находился мраморный барельеф с портретами Ленина и Сталина, сегодня же в центре барельефа мозаичный портрет одного Ленина. По кромке торцевой стены – строка из гимна СССР. Станцию украшают роскошные золотистые люстры, освещающие центральный зал.

Один из входов на станцию оформлен французскими
архитекторами в духе типовых проектов Эктора Гимара. Представитель стиля
модерн, Эктор Гимар декорировал входы на первые станции парижского метро в
1900-1910 годы. Ответным подарком Московского метрополитена стал витраж
“Курочка Ряба”, установленный на станции парижского метро Madeleine.

“Киевская” (Арбатско-Покровская линия)

Дата открытия станции “Киевская” Арбатско-Покровской линии – 5 апреля 1953 года. Оформление станции, как и станции на Кольцевой линии, посвящено советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией.

Станция украшена большим количеством живописных полотен, выполненных в стиле социалистического реализма и технике фрески. Панно расположены на сводах центрального и боковых залов на пилонах. В центральном зале находятся сюжетные композиции, изображающие граждан советской Украины.

Пилоны станционного зала покрыты белым уральским мрамором
“коелга” и увенчаны сложным цветным керамическим карнизом, украшенным
украинским народным рисунком. Путевые стены облицованы мрамором белого и серого
цветов. Пол выложен серым гранитом.

“Арбатская” (Арбатско-Покровская линия)

“Арбатская”, открытая 5 апреля 1953 года, является
транспортным хабом московского метро. С этой станции можно попасть на три
другие.

Решение о строительстве было принято после того, как в участок мелкого заложения “Арбатская” – “Смоленская” современной Филевской линии во время Великой Отечественной войны попала бомба. Так как московское метро – объект стратегического значения, существование такого уязвимого места было недопустимо. Поэтому построили новый участок, глубокого заложения, дублирующий старый.

“Арбатская” – одна из самых длинных станций
московского метро, длиннее только “Воробьевы горы”. Основная
архитектурная тема станционного зала – параболическая аркада: пилоны, расширяясь
кверху, создают единые параболические своды. Зрительно это расширяет
пространство, делая его более открытым, стирая замкнутость объема.

Декоративное убранство станции выполнено в стиле барокко. Яркие белые своды, пилоны, путевые стены богато украшены лепниной: живописные картуши, орнаменты и гирлянды из цветов и фруктов, венки и кисти. Освещение обеспечивается оригинальными люстрами с декоративными вазами и цветами в бронзовой оправе.

В отделке станции преобладают отштукатуренные элементы.
Путевые стены здания в стиле “барокко” покрыты вверху белой, а внизу
черной керамической плиткой. Низ пилонов облицован красным мрамором.

Западный наземный вестибюль встроен в здание Генерального
штаба министерства обороны РФ. В его эскалаторном зале находился мозаичный
портрет Сталина.

“Новослободская” (Кольцевая линия)

Особенность этой станции, открытой 30 января 1952 года, 32 оригинальных витража из разноцветного стекла внутри белых мраморных пилонов, обрамленные сталью и золоченой латунью и освещаемые изнутри. Изюминка оформления – мозаичное панно “Мир во всем мире” на торцевой стене. Это последняя из пяти станций метро, спроектированных Алексеем Душкиным.

Освещение станции задумано не только сверху, но и сбоку –
через светящиеся витражи. Тарелкообразные люстры не давали много света: по
замыслу Душкина, это должна быть “станция-грот”. Однако при
реставрации в 2003 году лампы заменили на более мощные.

“Новослободская” имеет один наземный вестибюль. Он
выполнен в стиле античной храмовой архитектуры. Круглый в плане павильон с
пилястрами оформлен глубоким прямоугольным портиком. В нем шесть колонн:
круглые в центральной части и две квадратные по краям. Все колонны и пилястры
каннелированные.

“Площадь Революции” (Замоскворецкая линия)

Станция была открыта 13 марта 1938 года. Станция имеет
статус выявленного объекта культурного наследия.

Пилоны станционного зала образуют 18 (первоначально 20) арок-проходов к платформам. В нишах арок установлены 76 бронзовых фигур, выполненных в Ленинградской мастерской художественного литья. Это своеобразная галерея образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь нашей страны. Прототипами этих возвышенных образов служили реальные люди.

Со станционными скульптурами станции связано множество суеверий. Пожалуй, самое распространенное из них: потереть студентам перед экзаменом нос пса у “Пограничника с собакой”. Еще одно суеверие: ранним утром прикоснуться к флажку в руках у сигнальщика “Марата”. Тогда день пройдет удачно. Подобное поверье сложилось и о нагане матроса.

Восточный вестибюль станции встроен в линию домов в
Богоявленском переулке. Зал вестибюля удивляет изрядной пышностью, а освещает
его висячая люстра с 24 рожками.

“Проспект Мира” (Кольцевая линия)

Оформление станции “Проспект Мира” Кольцевой линии (открыта 30 января 1952 года), до 1966 года называвшейся “Ботанический Сад” (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ), посвящено теме сельского хозяйства СССР. Массивные пилоны, облицованные кремовым мрамором, венчают широкие рельефные фризы с геометрическим и растительным орнаментом – листья и колосья обрамляют медальоны с изображением советских сельскохозяйственных тружеников за работой. Своды потолка расчерчивают кессоны, образуя ромбовидную сеть, пол выложен черным и серым гранитом в шахматном порядке.

Освещается станция массивными бронзовыми люстрами, лампы
которых изображают снопы колосьев.

Наземный вестибюль встроен в многоэтажное жилое здание на
проспекте Мира. Фасад вестибюля украшен скульптурами и оригинальными часами,
внутри – смальтовое панно “Матери мира” художника Андрея Кузнецова.

“Новокузнецкая” (Замоскворецкая линия)

Станция “Новокузнецкая”, открытая 20 ноября 1943 года, получила свое название по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. Станция является объектом культурного наследия народов России регионального значения.

Барельефы на ее стенах – это фактические иллюстрации к речи
Сталина 7 ноября 1941 года – здесь представлены портреты Александра Невского,
Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила
Кутузова, рельефы с изображением красноармейцев и краснофлотцев, рабочих,
работников интеллигентного труда и “победоносное знамя великого
Ленина”.

Также на станции интересны мозаичные панно, расположенные на
своде станционного зала. Эскизы панно изготовил Дейнека. Причем мозаики
предназначались изначально для станции “Павелецкая”, но из-за войны
от строительства станции по проекту Весниных пришлось отказаться и тогда
готовые мозаики установили на своде станции “Новокузнецкая”.

“Славянский бульвар” (Арбатско-Покровская
линия)

Станция в районе Фили-Давыдково на пересечении Кутузовского проспекта со Старорублевским шоссе на Арбатско-Покровской линии открылась 7 сентября 2008 года.

Визитная карточка станции – ярко-зеленые стены из мрамора “Верде Гватемала”, отделанные декором из стали. Она претендует на звание одной из самых элегантных станций метро и самой красивой, открытой в XXI веке.

На станции необычно высокий потолок – почти 10 метров. С
балкона вестибюля открывается прекрасный вид на платформу. В центре платформы
установлены три скамьи в форме ладьи для пассажиров с декоративными фонарями,
выполненными в стиле русский модерн, вдохновленными входами Парижского
метрополитена, а по верху путевых стен, на высоте около 3,5 метров,
располагаются кованые решетки с растительным орнаментом, что оправдывает слово
“бульвар” в названии.

“Трубная” (Люблинско-Дмитровская линия)

Станция метро “Трубная” открылась 30 августа 2007 года с пересадкой на станцию “Цветной бульвар” Люблинско-Дмитровской линии. Примечательно, что вопрос о сооружении станции с выходом на Трубную площадь поднимался еще до начала строительства Московского метрополитена. На перспективной схеме 1932 года станция появляется в составе Дзержинско-Замоскворецкого диаметра, в 1934 году входит в состав Краснопресненско-Рогожского диаметра. Работы по сооружению станции начались в 1990 году, но из-за финансовых проблем она была открыта только через 17 лет.

Путевые стены станции облицованы светлым мрамором, а колонны
и простенки – мрамором темно-зеленого цвета. В простенках между колоннами
смонтированы 12 подсвеченных витражей работы Зураба Церетели на тему
“Москва и малые города России” (Боголюбово, Владимир, Кижи,
Коломенское, Москва, Великий Новгород, Палех, Переславль-Залесский, Псков,
Ростов, Суздаль, Ярославль). Над торцевыми проходами центрального зала
установлены панно. Подлокотники скамей переходят в ажурные металлические
конструкции, служащие также и подставками для светильников.

“Марьина роща” (Люблинско-Дмитровская линия)

Для пассажиров станция открылась 19 июня 2010 года в составе участка “Трубная” – “Марьина Роща”. В ближайшие годы со станции будет осуществляться пересадка на одноименную станцию Большой кольцевой линии (БКЛ). Примечательно, что станции “Марьина Роща” и соседняя “Достоевская” стали последними, открытыми при экс-мэре Москвы Юрии Лужкове и бывшим начальником метро Дмитрии Гаеве до их снятия с должностей.

Облицовка путевых стен на станции выполнена из бежевых
алюминиевых панелей. В облицовке пилонов использован светлый и темный мрамор. Путевые
стены обеих платформ, а также выходы украшены пейзажными мозаичными панно на
тему владений графов Шереметевых. Всего на станции расположено 10 мозаичных
панно. Темно-коричневый гранит прямоугольной формы и полированные плиты
бежевого оттенка образуют на поверхности пола геометрический рисунок, подчеркивающий
ритм пилонов и проходов. Ступени лестниц выходов на поверхность облицованы
термообработанным гранитом.

“Воробьевы горы” (Сокольническая линия)

Станция “Воробьевы горы”, открытая 12 января 1959 года, первая и единственная станция в московском метро, расположенная на мосту над рекой (и первая в мире) и также самая длинная, вместе с коридорами – 284 метра. Станция также первой в мире, расположенной на мосту над рекой.

Станционные пути и платформа расположены на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста (мост Лужники) над Москва-рекой. На верхнем ярусе осуществляется автомобильное движение. Из-за несоблюдения норм строительства метромоста, “Воробьевы горы” была закрыта на реконструкцию с 20 октября 1983 года по 14 декабря 2002 года.

Неподалеку от станции находится ранее работавшая в 1959-1988
годах эскалаторная галерея, выполнявшая функцию доставки пассажиров из метро на
улицу Косыгина и обратно. Эскалаторная галерея была закрыта из-за подвижек
нестабильного грунта на склоне. Осенью 2018 года появился проект реконструкции
эскалаторной галереи, в настоящее время ведутся строительные работы.

“Тропарево” (Сокольническая линия)

Станция на юго-западе Москвы недалеко от МКАД была открыта 8 декабря 2014 года. Построенная в 60-е годы прошлого века станция “Юго-Западная” оставалась конечной на Сокольнической линии метро больше полусотни лет.

В центре платформы растут металлические деревья с лампами
вместо листьев (такое решение связано с тем, что Тропарево ассоциируется у
жителей города с одноименным лесопарком), они тянутся через всю станцию. У подножия
каждого дерева установлены скамейки. В кассовых залах над турникетами
смонтированы светящиеся панно, имитирующие переплетение крон деревьев. Наземные
павильоны решены в стиле минимализма и выглядят очень необычно. Они плавно
вырастают из земли и выглядят как естественное продолжение насыпных холмов.

“Парк Победы” (Арбатско-Покровская и Калининско-Солнцевская
линии)

Самая глубокая станция в Московском метрополитене открылась 6 мая 2003 года. Она состоит из двух параллельных одинаковых залов. Оба зала отделаны светлым и коричневым мрамором и украшены красочными панно авторства Зураба Церетели. Панно южного зала посвящено Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, панно в северном зале – Отечественной войне 1812 года.

На стене одного из переходов изображены ордена и медали – орден Красной Звезды, орден Отечественной войны, медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”, медаль “За победу над Японией”, медаль “Золотая Звезда”, медаль “За оборону Москвы”, медаль “За оборону Ленинграда”, медаль “За отвагу”, медаль “За боевые заслуги”.

От центрального зала южной станции поднимается самый длинный
в Московском метрополитене эскалатор (126 метров).

Источник