8 самых интересных станций метро Петербурга

В 2020 году Петербургский метрополитен отметил 65-летие. Питерское метро — не просто средство передвижения, а своеобразный музей архитектуры и истории. Рассказываем, какие станции стали рекордсменами в разных категориях

Эксперт в этой статье Иван Пакалов, экскурсовод образовательного проекта «Петербург глазами инженера», экскурсионное бюро «Мой первый Петербург»

Из истории метро в Санкт-Петербурге

Идея о необходимости создания метрополитена в Санкт-Петербурге стала обсуждаться в 1820-х годах. Но Александр I не считал этот проект приоритетным, поэтому вопрос снова был поднят лишь в конце XIX века. Движение в столице Российской империи было интенсивным, поэтому первоначальной задачей стало не только соединить окраины с центром, но и максимально разгрузить дороги. Проект внутригородской магистрали между Балтийским и Финляндским вокзалами был предложен 1889 году и послужил началом дальнейших разработок и предложений. В большинстве из них предлагалось соединить вокзалы в одну линию, а также облегчить ситуацию с движением на Невском проспекте. Но для строительства тоннелей глубокого заложения не было средств и технических возможностей.

В 1938 году Алексей Косыгин, на тот момент председатель Ленгорисполкома, вновь поднял тему подземного метро. Руководителем Ленинградского метростроя стал инженер Иван Зубков. В 1941 году началось строительство тоннелей, работы по проходке подземных вестибюлей, и первые станции планировали открыть к декабрю 1942 года. Но началась Великая Отечественная война, строительство было приостановлено. К подготовительным работам удалось вернуться в 1945 году, а в 1946-м создали «Ленметропроект» — научно-исследовательский институт по проектированию метрополитенов и других подземных сооружений. 3 сентября 1947 года стройка возобновилась, а 8 октября 1955 запустили первый электропоезд.

Иван Пакалов:

— Ленинградский метрополитен был давно ожидаемым объектом, необходимым для мегаполиса. Он обеспечил транспортную инфраструктуру города, вывел его на новую ступень развития.

Летом 1959 года вице-президент США Ричард Никсон приехал в Ленинград. Посетив «Эрмитаж» и Петергоф, он прокатился в метро по Кировско-Выборгской линии. Рассматривая станции, он восхищался тем, какую ювелирную работу по оформлению выполнили метростроевцы. С тех пор метро в Ленинграде вошло в список рекомендуемых мест для посещения высокопоставленными гостями города и послами зарубежных стран.

На историческом участке станции от «Автово» до «Площади Восстания» находятся под охраной Санкт-Петербургского КГИОП, а также занесены в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

«Автово»: самая красивая

Первая очередь Ленинградского метрополитена открылась 15 ноября 1955 года, ее протяженность составила 10,8 км.

Станция «Автово» получила свое название благодаря деревне Аутово, на месте которой и была построена.

Общая тема оформления — оборона Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Сталинский ампир впечатляет размахом: в вестибюле — мозаичное панно «Победа», орнаменты решеток, украшенные золочеными мечами и лавровыми венками, массивные люстры. Потолок зала поддерживают 46 колонн: 30 мраморных и 16 облицованных литым стеклом с рельефным орнаментом. Создается впечатление, что они сделаны полностью из хрусталя.

В 2014 году «Автово» включили в список 12 самых красивых станций мира по версии британской газеты The Guardian, а The Daily Telegraph причислила ее к самым красивым станциям в Европе. «Автово» оказалась в одном списке с уникальными по архитектуре станциями метро Германии, Франции, Италии, Канады. Польши, Великобритании, США и Швеции [1][2].

Но этим ее рекорды не ограничиваются. «Автово» стала первой станцией петербургского метро, на которой не было эскалатора. Именно туда прибыл первый поезд питерской подземки. А одну из сцен кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимали в одноименном электродепо: на путях «Автово» было обнаружено тело жертвы, хотя по сюжету знаменитый детектив исследовал железную дорогу, а не метро.

«Адмиралтейская»: самая глубокая в мире

Со строительством метро в Ленинграде сложности возникли с самого начала: на небольшой глубине в городе находятся «мягкие» грунты, насыщенные влагой, для сооружения тоннелей они не подходят. Во второй половине 1940-х годов XX века «Ленметропроект» внес изменения в принцип постройки: вестибюли теперь нужно было возводить под землей на возвышениях.

Это позволило снизить затраты на строительство и эксплуатацию. После посадки и высадки пассажиров поезд скатывается вниз с горки, разгоняется, и искусственно добавлять скорость нет необходимости. Таким образом, самые низкие точки находятся в тоннелях между станциями на глубине 120–130 м. Метрополитен Петербурга — самый глубокий в мире при среднем показателе 45 м. Из 72 действующих станций наземных всего пять — «Купчино», «Рыбацкое», «Девяткино», «Шушары», «Парнас».

Глубина залегания станции «Адмиралтейская» составляет 86 м. Она стала одной из самых глубоких в мире. Также в истории метро Санкт-Петербурга «Адмиралтейская» стала самым масштабным долгостроем: ее должны были открыть в 1997 году, но из-за различных трудностей окончательные работы завершились только в 2011-м [3] Визуально станция оформлена в морской тематике, двери украшены решетками с изображением якорей, а на торце центрального зала находится мозаичное панно «Основание Адмиралтейства».

«Парк Победы»: первая в мире станция закрытого типа

29 апреля 1961 года открылась первая в мире станция закрытого типа — «Парк Победы» [4].

Такой вид станций отличается от обычных тем, что на ней есть несущие перегородки, отделяющие пассажирскую платформу от путей, по которым едет поезд. Пассажиры попадают в вагон через автоматические двери, расположенные в перегородках. Их также называют «горизонтальным лифтом» — за сходство принципа работы с обычным лифтом.

Читайте также:  Тренажерные залы у метро Киевская

Иван Пакалов:

— Всего в петербургском метро было построено десять таких станций, и их преимуществом служила полная изоляция пассажиров и персонала от движущихся поездов, что минимизирует количество несчастных случаев. Также благодаря перегородкам на станциях значительно снизился уровень шума от проходящих поездов. Стремление эпохи советов к экономии и следование требованиям указа Н. С. Хрущева о борьбе с архитектурными излишествами при строительстве объектов транспортной инфраструктуры вынудило проектное бюро «Ленметропроект» придумывать новые типы станций. Был разработан проект трехпролетной станции глубокого заложения закрытого типа, он даже был принят комиссией по строительству. Но все преимущества таких станций сходят на нет в период эксплуатации. В частности, они требуют большего внимания со стороны технического обслуживания узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность станции. Вдобавок снижается пропускная способность, поскольку в порталах дверей сталкиваются пассажиропотоки.

«Проспект Ветеранов»: самая загруженная

В 1970–1980-х годах в Ленинграде юго-запад застраивался панельными домами, сформировался спальный район. Движение на станции «Проспект Ветеранов» было открыто в 1977 году, чтобы обеспечить жителей транспортной доступностью. Она стала конечной в южной части Кировско-Выборгской линии.

Сегодня застройка юго-западной территории города продолжается, «Проспект Ветеранов» обслуживает крупные Красносельский и Петродворцовый районы. Люди, приезжающие из Нарвы и Ивангорода, Ломоносова и Петергофа, Гатчины и Красного Села используют эту ветку, чтобы попасть в центр и пересесть на другие станции. Протяженность Кировско-Выборгской линии составляет 30 км. 19 станций соединяют юго-западный и северо-восточные районы города. «Проспект Ветеранов» считается одной из самых загруженных станций Петербургского метрополитена [5].

«Девяткино»: первая в России станция за чертой города

29 октября 1978 года в Ленинграде открыли станцию «Комсомольская» в честь 60-й годовщины ВЛКСМ. Она стала конечной станцией Кировско-Выборгской линии. Затем 1 июля 1992 года ее переименовали в «Девяткино», поскольку совместили с одноименной платформой для пригородных поездов Приозерского направления, следующих с Финляндского вокзала.

«Девяткино» стала первой в России станцией (и единственной в Санкт-Петербурге), открытой в пригороде.

Это единственная в городе станция, у которой есть кроссплатформенная пересадка на железную дорогу [6].

«Спортивная»: первая в России станция двухъярусного типа

«Спортивная» открылась в 1997 году и стала частью Фрунзенско-Приморской линии. Рядом со станцией находились дворец спорта «Юбилейный» и стадион «Петровский», поэтому ее название и оформление связаны со спортивными достижениями. Декор в торцевой стене верхнего яруса станции — текст «Оды спорту» Пьера де Кубертена.

Строительство «Спортивной», первой в России двухъярусной пересадочной станции глубокого заложения, было экспериментальным.

Ее начали возводить в январе 1988 года и планировали ввести в эксплуатацию в конце 1992-го. Двухъярусный формат увеличивает пропускную способность транспортного узла, сокращает время на пересадку, наносит меньше вреда экологии. Такие станции занимают небольшую площадь и требуют меньше затрат на содержание.

27 мая 2015 года был открыт второй выход со станции, который расположен на Васильевском острове. Его соединили с первым с помощью 300-метрового подземного пассажирского тоннеля, проложенного под руслом Малой Невы. И здесь появилось еще одно новаторство: передвижение по тоннелю обеспечивает траволатор — «движущийся тротуар».

Он поднимает пассажиров с 60-метровой глубины на 10-метровую, при этом угол наклона маленький и не чувствуется. Преодолеть такой тоннель можно за восемь минут, если стоять на месте, и вдвое быстрее при ходьбе [7].

«Политехническая» и «Площадь Мужества»: первые односводчатые станции глубокого заложения в СССР

Первый проект односводчатых станций глубокого заложения был разработан в Ленинграде. Проектные мастерские постоянно трудились над созданием новых решений для вестибюлей станций. Первыми станциями вида «ленинградский односвод» стали «Политехническая» и «Площадь Мужества», открытые в 1975 году.

Благодаря подобному формату, работы при строительстве значительно механизируются. Бо́льшая часть односводчатых станций построена в Санкт-Петербурге — «Озерки», «Черная речка», «Обухово», «Чкаловская» и другие.

Источник

Девяткино (станция метро, Санкт-Петербург)

Санкт-Петербург Девяткино 1.jpg

Открыта 29 декабря 1978 года в составе участка «Академическая» — «Девяткино».

Единственная станция, расположенная в Ленинградской области.

Содержание

Разработчики проекта

Архитекторы

А. С. Гёцкин, К. Н. Афонская, И. Е. Сергеева, А. В. Квятковский, Н. И. Згодько.

Конструкция

Совмещена с платформой пригородных электропоездов.

Изначально станция было открыта с двумя наземными вестибюлями, причём один из них работал по особому расписанию: только в летнее время, однако, в середине 1990-х он был закрыт в связи с размывом.

Также раньше работал надземный переход с одной платформы на другую, в настоящее время закрытый.

Название

Названа по одноимённой железнодорожной станции, с которой она совмещена, и близлежащему району.

Проектное название

Прежнее название

«Комсомольская» (в честь 60-й годовщины ВЛКСМ, до 1 июля 1992 года).

Выход в город

  • В посёлок Мурино Всеволожского района Ленинградской области.
  • К железнодорожной станции Девяткино:
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

На станции впервые в Петербургском метрополитене была устроена пересадка по совмещённой схеме между метро и железной дорогой. Платформы разделены стенами станции и турникетами. Выход в город с пересадочного узла осуществляется через подземные пешеходные переходы.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 4 стрелочных перевода, перекрёстный съезд и 2 станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава, которые переходят в двухпутную ССВ с электродепо ТЧ-4 «Северное».

Читайте также:  Игра метро 2033 в одноклассниках

Перегон к депо является подземным: после наземной станции пути метро опять спускаются под землю и затем снова, уже в депо, выходят на поверхность.

Художественное оформление

До апреля 2009 года на стенах станции были установлены большие стеклянные витражи. В настоящее время они заменены на кирпичную кладку, окна оставлены только под потолком. Свод перронного зала выполнен из армоцементных сборных элементов и поддерживается редко поставленными опорами. Полы выложены декоративной плиткой светло-жёлтого оттенка. Между двумя путями расположена третья, служебная платформа.

На момент открытия на станции было люминесцентное освещение, впоследствии заменённое на ртутное.

Источник

Станция метро комсомольская петербург

Я поражен! Какой же я был слепой!
Одна из самых грандиозных, масштабных и помпезных станций метро!

С трех вокзалов: Казанского, Ленинградского и Ярославского приезжают и уезжают огромное количество людей, большая часть из них,спускаются в метро. В 2014 году пассажиропоток составил около 163 тысяч человек за день, а сейчас и того больше!

Что бы нам повнимательнее рассмотреть все, нужно вырваться из потока людей и перестать торопиться иначе мы ничего не заметим! Я проверял!!

Мы находимся в переходе, который ведет к эскалаторам и на выход, но нам нужно на станцию, отсюда и начнем двигаться против движения людей.

Обратите внимания на массивную задекорированную дверь, догадались зачем она?
Идем дальше.

Мы находимся в аванзале.
Триумф советского народа в Великой Отечественной войне — ведущая тема архитектуры интерьеров станции.

Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения.

Поворачиваем на лево и.

Ваааауу!
190 метров грандиозности!
Это настоящий дворец, расположенный на глубине 40 метров!
Высота до верхней точки центрального свода 9 метров!

Обратите внимание!
Центральный и боковые своды поддерживают не пилоны! А колонны! И это первая такая станция из нашей экскурсии, кстати она и считается самой большой из колонных станций Московского метрополитена.

Предполагалось, что станция Комсомольская будет «воротами» Москвы, поэтому ее хотели сделать очень красивой и большой, что бы она производила впечатление.

Ну что получилось, как считаете?

Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней.

Эти панно являются визуализацией речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года.

«Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина. «
И. В. Сталин

Источник

Станция метрополитена "Комсомольская" — Станция метрополитена "Девяткино"

фото

Бывшее название — Комсомольская (до 01.07.1992)
Проектное название — Калининская
Конструкция — крытая
Тип заложения — наземная
Тип платформы — боковые платформы
Глубина заложения — 0 м
Этапы строительства — 29.12.1978.
Участок Академическая — Девяткино

Станция открыта 29 декабря 1978 г. под названием «Комсомольская» (в честь 60-й годовщины ВЛКСМ). 1 июля 1992 г. переименована в «Девяткино» в соответствии с названием железнодорожной станции приозерского направления, через которую следуют электропоезда с Финляндского вокзала.

Станция участка Кировско-Выборгской линии от станции» Академическая » до станции «Комсомольская» («Девяткино») протяженностью 4,32 км.

Первоначально предполагаемое название станции «Калининская». ([ 96 ]. С. 227-228., Mary)

01.07.1992 — станция «Комсомольская» переименована в станцию «Девяткино».

фото

Проект. Станционный зал
метрополитена. ([*]. С.18)

фото

Вид с ж.д. платформы
в сторону Сосново. ([*].С.18)

фото

Вид с ж.д. платформы
в сторону Ленинграда. ([*]. С.18, Mary)

фото

Кессонированное перекрытие
станции «Комсомольская» из плит
регулярной структуры.
Фото 1977 г. ([*], Mary)

([*] — журн. Метрострой. N2. 1977.)

«Девяткино» — наземная крытая станция с тремя платформами (средняя — служебная). Боковые платформы совмещены с железнодорожной станцией «Девяткино». Первая в России и единственная в СПб станция с кроссплатформенной пересадкой на железную дорогу. Авторский коллектив: А. С. Гецкин, К. Н. Афонская, И. Е. Сергеева, А. В. Квятковский, Н. И. Згодько. Рядом с 2006 г. функционирует междугородный автовокзал «Северный».

Станция метро Девяткино — единственная станция Петербургского метрополитена, находящаяся за пределами субъекта Федерации Санкт-Петербурга (пос. Мурино Всеволожского района Ленинградской обл.).

За станцией расположено электродепо «Северное» (ТЧ-4). Станция «Девяткино» имеет путевое развитие: перекрестный съезд, 4 стрелочных перевода и 2 стационарных пути, предназначенные для отстоя и оборота подвижного состава. Несмотря на то, что станция наземная, перегон к депо находится под землей, после наземной станции пути метро опять спускаются под землю и затем снова, уже в депо, выходят на поверхность.

Открытие станции состоялось с двумя вестибюлями, один из которых работал в обычном режиме, а второй — только в летнее время. В середине 1990-х гг. ее закрыли из-за размыва. Также был закрыт надземный переход между платформами.

Художественной тематики станция «Девяткино» не имеет. Свод перронного зала выполнен из армоцементных сборных элементов и поддерживается редко поставленными опорами. Полы выложены декоративной плиткой светло-жёлтого оттенка. Между путями расположена третья платформа, которая является служебной.

До апреля 2009 г. на стенах станции были установлены большие стеклянные витражи. С февраля по апрель 2009 г. производились ремонтные работы по замене остекления, после чего витражи были заменены на кирпичную кладку. Станция изменила свой облик: окна были оставлены только вдоль крыши. После открытия станции применялось люминесцентное освещение, в дальнейшем его заменили на ртутное.

Читайте также:  Курский вокзал москва станция метро белорусская

Петербургский метрополитен выделяется с мире своим исключительно глубоким заложением. В городе практически нет наземных участков линии. На первоначальном этапе строительства метро исключением стали три станции «открытого» типа — «Купчино», » Девяткино » («Комсомольская») и » Рыбацкое «. Эти станции — конечные станции трех линий.

«Купчино» — конечная станция Московско-Петроградской линии

«Девяткино» — конечная станция Кировско-Выборгской линии

«Рыбацкое» — конечная станция Невско-Василеостровской линии

Станция «Купчино» и «Девяткино» открывается прямо на железнодорожные пути. Платформа станции «Девяткино» непосредственно совмещена с ж.д. платформой.

Аналогичное устройство предполагалось и на станции «Купчино», но ее сооружение не было в то время доведено до конца. В результате в «Купчино» существует две раздельные платформы — для путей метро и железной дороги.

В 2006 г. открылась четвертая станция открытого типа — » Парнас «. ([ 96 ]. С.144, Mary)

Источник

Комсомольская (станция метро, Санкт-Петербург)

Название станции на стене

«Девя́ткино» — станция Петербургского метрополитена. Конечная станция Кировско-Выборгской линии в северном направлении. Расположена на наземном участке линии между порталом тоннелей и метродепо «Северное».

Станция открыта 29 декабря 1978 года под названием «Комсомольская» (в честь 60-й годовщины ВЛКСМ) в составе участка от «Академической» до «Комсомольской». 1 июля 1992 года переименована в «Девяткино» по причине совмещения с одноимённой платформой для пригородных поездов Приозерского направления, следующих с Финляндского вокзала.

Содержание

Архитектура и оформление

«Девяткино» — наземная крытая станция с тремя платформами (средняя — служебная). Боковые платформы совмещены с железнодорожной станцией «Девяткино». Оформление практически отсутствует, хотя авторский коллектив архитекторов большой: А. С. Гецкин, К. Н. Афонская, И. Е. Сергеева, А. В. Квятковский, Н. И. Згодько. Свод перронного зала выполнен из армоцементных сборных элементов и поддерживается редко поставленными опорами. Полы выложены декоративной плиткой светло-жёлтого оттенка.

Ремонт

На станции «Девяткино» с февраля по апрель 2009 г. велись ремонтные работы по замене витражей. Теперь станция немного изменила свой облик. Окна теперь оставлены только вдоль крыши. Станция теперь стала более темной.

Путевое развитие

За станцией расположено электродепо «Северное» (ТЧ-4). Несмотря на то, что станция «Девяткино» расположена на поверхности, перегон к депо является подземным, после наземной станции пути метро опять спускаются под землю и затем снова, уже в депо, выходят на поверхность.

Интересные факты

  • Единственная станция Петербургского метрополитена, находящаяся за пределами субъекта Федерации Санкт-Петербурга (станция расположена в посёлке МуриноВсеволожского районаЛенинградской области).
  • Первая в России станция с кроссплатформенной пересадкой на железную дорогу. Пока единственная в Петербургском метрополитене.
  • С 2006 года функционирует междугородный автовокзал «Северный»

Привязки общественного транспорта

    социальные маршруты: 205, 562, 563, 619, 619А, 621, 622, 625, 691. коммерческие маршруты: К-205, К-621, К-627.

Примечания

См. также

Ссылки

Литература

  • Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог. — СПб.:ГМИСПб, 2005. ISBN 5-902671-21-3
  • Метрополитен Северной Столицы (Альбом) / Под ред. Гарюгина В. А. — СПб.: Издательство «Лики Росиии», 1995. ISBN 5-87417-020-0
Линии Петербургского метрополитена
Кировско-Выборгская Московско-Петроградская Невско-Василеостровская
Правобережная Фрунзенско-Приморская Охтинско-Петроградская
Ржевско-Канонерская Северная линия Красносельско-Калининская

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Комсомольская (станция метро, Санкт-Петербург)» в других словарях:

Комсомольская (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Комсомольская. «Комсомольская» название станций метро в следующих городах: Москва: на Сокольнической линии на Кольцевой линии Нижний Новгород Волгоград (метротрам) Челябинск (строится) Харьков… … Википедия

Комсомольская (станция метро, Москва) — «Комсомольская» название станций метро в следующих городах: Москва: на Сокольнической линии на Кольцевой линии Нижний Новгород Волгоград (метротрам) Челябинск (строится) Харьков (старое название, до 1994 г.) Санкт Петербург (старое название, до… … Википедия

Санкт-Петербург — Запрос «Ленинград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Петроград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У слова «Санкт Петербург» есть и другие значения: см. Санкт Петербург (значения). Город федерального… … Википедия

Комсомольская площадь (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Комсомольская площадь. Координаты: 59°52′34.81″ с. ш. 30°15′27.09″ в. д. /  … Википедия

Комсомольская площадь (станция метро, Челябинск) — Челябинский метрополитен официальной эмблемы пока нет Информация Страна Россия Город Челябинск … Википедия

Проспект Маршала Жукова (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Проспект Маршала Жукова. Координаты: 59°51′01″ с. ш. 30°13′09″ в. д. /  … Википедия

Улица Маршала Говорова (Санкт-Петербург) — Координаты: 59°53′20″ с. ш. 30°16′38″ в. д. / 59.888889° с. ш. 30.277222° в.&# … Википедия

Железнодорожная линия Санкт-Петербург — Это статья о железнодорожной линии. Об управляющей компании см. Октябрьская железная дорога. Об исторической управляющей компании см. Петербурго Московская железная дорога  п·условные обозначения … Википедия

Спасская (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спасская. Координаты: 59°55′36.28″ с. ш. 30°19′10.37″ в. д. /  … Википедия

Спортивная (станция метро, Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спортивная (станция метро). Координаты: 55°43′23″ с. ш. 37°33′49″ в. д. /  … Википедия

Источник