Собянин: началось строительство последнего двухпутного тоннеля на БКЛ метро

В этом году в Москве полностью завершится строительство всех тоннелей Большой кольцевой линии метро. Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин на своей странице в социальной сети «ВКонтакте». Глава города отметил, что на БКЛ началась проходка последнего двухпутного тоннеля. Щит проложит сразу два пути на востоке: между станциями «Печатники» и «Нагатинский затон».

Участок непростой. Здесь очень сложная геология. Даже перекрытия в мае отрезка соседней Люблинско-Дмитровской линии, как это бывает в подобных случаях, займет не две, а три недели.

Всю мощь и силу инженерной мысли здесь можно оценить только с высоты птичьего полета. В желобе, длина которого 200 метров, а глубина 17 — гигантский механизм. Это тоннелепроходческий щит «Виктория» готовится проложить путь для новой линии метро.

Символический старт, и работа начинается. Увидеть грунт на ленте транспортера пока нельзя – еще сутки щит будет ломать временную бетонную стену, чтобы потом проходить до 18 метров в день. Все управление этой махиной сосредоточено в маленькой кабине, которую здесь называют капитанской рубкой.

«Как на подводной лодке трехмерные координаты. Мы едем только по приборам. Визуально мы ничего не видим», — сказал оператор щита «Виктория» Александр Сокол.

Работа идет круглосуточно. Бригады на вахте по 12 часов. Перегон – почти 1700 метров. В конце участка к началу смены и после ее окончания проходчикам придется преодолевать это расстояние по своему же тоннелю.

Капитанский мостик этого подземного корабля. Команда на борту — 50 человек. Внутри — тоннелепроходческий щит — это особая концентрация инженерных систем. Ведь машина во время проходки сразу строит железобетонный желоб тоннеля.

«Викторию» разработали специально для московского метро. Но перед тем, как попасть в столицу, она проложила трехкилометровый тоннель на большой олимпийской стройке в Сочи. Здесь машина уже прошла участки Некрасовской линии и БКЛ. Гигантский щит «Виктория» пробивает тоннели, по которым составы идут сразу в двух направлениях.

«Десятиметровый тоннелепроходческий комплекс применяется при строительстве метро. Тем самым сокращает время строительства. При строительство 100 метров тоннеля – 200 метров путей», — сказал руководитель подразделения «Дубровка» Константин Пономаренко.

В столице не самая простая геология. К тому же почти половина перегона проходит под Москвой-рекой. Но метростроевцы проблемы в этом не видят.

«Это дополнительные мероприятия, это мониторинг, но это уже не настолько катастрофично, как это было раньше. То есть развитие технологий делает свое дело», — заявил заместитель директора по строительству дирекции №2 АО «Мосинжпроект» Юрий Петрунин.

«Печатники» Большой кольцевой соединят с одноименной остановкой Люблинско-Дмитровской линии. Станция входит в 11-километровый участок БКЛ от «Текстильщиков» до «Кленового бульвара». В 2022 году почти полмиллиона москвичей получат альтернативный маршрут метро.

«Перемещаться на метро не только по радиальным направлениям и делать пересадку на нашей традиционной исторически важной кольцевой линии, но и на рубежах, в удаленных от центра города», — сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики Андрей Бочкарев.

По подсчетам проектировщиков, появление БКЛ сэкономит пассажирам около 15 минут в пути. Это время сложится в года, которые люди посвятят себе, а не проведут в дороге.

Иван Колесников, Марина Шишлакова, Андрей Корнилов, Владислав Карташов, Николай Мурашов. «ТВ Центр».

Источник

Станции московского метро, которых нет (часть 2)

Продолжаем подборку станций метро, которые пока ещё не были построены в московском метрополитене, но могут быть сооружены в будущем. Эта часть о тех проектах, которые вряд ли будут реализованы в ближайшие годы. Часть 1 .

Угрешская — вероятность 65%

Начнём со станций, которые появлялись в планах метростроения Москвы при предыдущем мэре, некоторые из которых присутствуют в Генплане города за 2010 год. Первая из таких станций находится на перегоне «Текстильщики» — «Волгоградский проспект» Таганско-Краснопресненской линии метро. Этот второй по длине перегон московского метро, на котором ещё в процессе его проектирования предлагалось разместить станцию для пересадки на то, что теперь называется МЦК. В процессе изменения трассировки и оптимизации эту станцию отменили, отложив до лучших времён. И вот МЦК теперь есть, а нормальной пересадки с него на Таганско-Краснопресненскую линию нет. Вы, конечно, можете написать про 20-минутный бесплатный пеший переход со станции «Волгоградский проспект» на Угрешскую-МЦК, но он «для галочки».

Вероятность строительства станции метро «Угрешская» крайне высокая, так как уже есть одноимённая платформа МЦК, на которой потребуется с востока построить новый конкорс для пересадки, который и так есть в планах , но пока без южного выхода к перспективной станции. И второй важный момент — то, что большей частью перегон «Текстильщики» — «Волгоградский проспект» проходит в наземном исполнении, поэтому строительство на нём станции не будет слишком накладным и сложным. Не так давно аналогичным образом на перегоне «Автозаводская» — «Коломенская» Замоскворецкой линии сделали станцию «Технопарк». Касаемо «Угрешской», единственное неудобство — это необходимость переустройства съезда с Третьего Транспортного Кольца на Волгоградский проспект и соединительной ветви МЦК Угрешская — Люблино Сортировочное. Пересадка между станциями метро и МЦК не будет короткой, но сократит время перехода с 20 до 10 минут, что тоже неплохо. «Угрешская» последний раз появлялась на схеме развития метро 2008 года (см. выше).

Зорге — вероятность 60%

Честно говоря, я хотел поставить эту станцию по списку ниже, так как никто не подтверждает наличие «задела» для её строительства, информацию про который я в 2013 году обнаружил в №8 журнала «Метрострой» за 1975 год, в статье «Пятый диаметр» (стр. 9), посвящённой Краснопресненскому радиусу Таганско-Краснопресненской линии. Другой информации на этот счёт у меня нет, за исключением того, что прямой участок на перегоне «Полежаевская» — «Октябрьское поле» имеется с минимальным уклоном и достаточной длины. Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы спроектировать « Южный порт ».

Дословно в статье написано следующее:

Сейчас на предполагаемом месте перспективной станции вблизи вентшахты №655 Таганско-Кранопресненской линии находятся парковка и пустырь с забором, на месте которого город хотел сделать торговый центр , пристройку к западному выходу станции Зорге-МЦК. Надо отметить, что на данный момент времени у МЦК нет нормальных переходов на Таганско-Кранопресненскую линию. И если в случае Таганским радиусом это вообще беда и даже станция «Угрешская» не даст быстрой пересадки, то Краснопресненский радиус при встраивании станции получит практически прямой переход из метро на МЦК. Сейчас действуют бесплатные переходы Зорге-МЦК — «Октябрьское поле» и Панфиловская-МЦК — «Октябрьское поле», каждый примерно по 10 минут, а ещё стыдная «пересадка» в 20 минут с Хорошёво-МЦК на «Полежаевскую». В официальных схемах развития метро станция «Зорге» никогда не появлялась.

Читайте также:  Метро омск карта покупателя

Троице-Лыково — вероятность 55%

Ещё одна станция была пропущена при строительстве Строгинского участка Арбатско-Покровской линии метро. Перегон «Крылатское» — «Строгино», самый длинный на данный момент времени предусматривает размещение ещё одной станции между выездом из Северо-Западного тоннеля и метро «Строгино». Территориально станция должна располагаться между улицами 3-я Лыковская и Твардовского, точнее, безымянным пока проездом у жилого комплекса «Альбатрос».

Станция мелкого заложения была частично построена в объёме аварийного выхода (для сотрудников метрополитена официально является станцией, так как там останавливаются поезда для посадки-высадки машинистов). «Троице-Лыково» конструктивно задумана колонной двухпролётной станцией с двумя вестибюлями: северный подземный с выходом на безымянный пока проезд у жилого комплекса «Альбатрос» (к ЖК «Альбатрос», «Лазурный блюз — 1», «Лазурный блюз — 2», улице Маршала Воробьёва) и южный наземный вестибюль-«шайба» с выходом к 3-й Лыковской улице и Троице-Лыковскому кладбищу. Рядом с лестницей, ведущей с платформы к северному вестибюлю, сооружён аварийный выход, к здание которого можно свободно подойти.

«Троице-Лыково» Арбатской-Покровской линии, пожалуй, хороша лишь тем, что она мелкого заложения, имеет задел и проект строительства. Так что, при отсутствии средств у города на крупные проекты, она может быть довольно быстро построена «для галочки». Других причин, увы, не предвидится. Здесь есть деревня Троице-Лыково, но её пока не застраивают. Нет никакого нового транспортно-пересадочного узла, который мог бы появиться по соседству. Вот ещё один «плюс»: станцию перспективной Рублёво-Архангельской линии, что должна была так же называться, но находиться внутри МКАД вблизи улицы Маршала Воробьёва, отменили. Точнее, она теперь «Липовая роща» и будет с внешней стороны МКАДа. Но об этом в следующий раз.

Желающие могут посмотреть галерею фото изнутри аварийного выхода здесь . Последний раз «Троице-Лыково» была на схеме Генплана Москвы 2010 года.

Якиманка/Полянка-2 — вероятность 50%

Выше приведена схема из Генплана Москвы от 2010 года, на которой помимо уже описанных мной «Суворовской», «Маросейки», «Российской», «Троице-Лыково» и построенных «Технопарка» и «Спартака» есть ещё пара станций на действующих перегонах. Первая из них — пересадочная на действующую станцию «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской линии, пропущенная при строительстве Калужского радиуса Калужско-Рижской линии на перегоне от «Третьяковской» до «Октябрьской». Станция глубокого заложения, её метод строительства может быть такой же, как у «Суворовской» или «Российской» — либо без остановки движения сооружается вся станция, либо по бокам от её размещения строятся обходные тоннели, на которые на время переключается движение поездов. Первый метод сложнее, второй — затратнее. Заделом тут является прямой участок с минимальным уклоном. До 2000-х также была и площадка для строительства со «стволом», но её ликвидировали и сейчас на её месте находится жилой комплекс «Онегин». При желании новый «ствол» можно разместить где-то по соседству.

Дербеневская — вероятность 45%

Ещё одна станция из схемы Генплана-2010 это «Дербеневская» на перегоне от «Павелецкой» до «Автозаводской» Замоскворецкой линии метро. Также была пропущена при строительстве в советское время, но рядом с ней был построен наклонный ход для спуска в тоннель. В документах, найденных Александром Поповым, в качестве причины строительства указывается необходимость для укрытия в тоннеле метро в военное время сотрудников соседнего завода.

Масштаб построенного наклонного хода можно оценить на фото выше. Здесь вполне поместится три современных эскалатора. Любопытный факт: в 90-е тут снимали некоторые сцены из фильма «Научная секция пилотов». Наклон выходит на поверхность вблизи дома 12 по Дербеневской улице, соединяясь с вентшахтой №252-А Замоскворецкой линии. Сейчас тут неприметный вход в подвал, который периодически перекрашивают.

Несмотря на то, что станция в данном районе определённо не помешает, так как добираться до ближайшей «Павелецкой» пешком довольно долго (около 20-25 минут), а наземного транспорта на Дербеневской улице нет, перспектив строительства мало. Во-первых, это снова станция глубокого заложения, что опять приводит к большим сложностям. Во-вторых, в пешей доступности от этого места находится платформа Деребеневская (бывшая Москва-Товарная) Павелецкого направления железной дороги, которое должно войти в состав пятого Московского Центрального Диаметра. Даже если трассировка линии МЦД-5 пройдёт мимо Павелецкого вокзала, всё равно часть поездов будут ходит до него, а проезд можно будет оплатить «Тройкой» и другим билетом, действующим на МЦД. Однако МЦД-5 появится последним и перспективы его пока до конца не ясно, но всё же это более осязаемый проект.

Дорогомиловская Филёвской линии — вероятность 40%

Непостроенная станция на ответвлении Филёвской линии метро в ММДЦ «Сити» на перегоне «Киевская» — «Выставочная». Данный участок строился ещё в рамках концепции так называемого «мини-метро», о чём я писал тут . На построенных «Выставочной» и «Международной» в ходе строительства были удлинены платформы с 90 до 118 метров. Насчёт «Дорогомиловской» нет единого мнения о том, можно ли удлинить оставленный для неё «задел».

На приведённой выше схеме виден прямой участок Филёвской линии под Кутузовским проспектом и Большой Дорогомиловской улицей. Видно, что тупики за станцией «Деловой центр» Большой Кольцевой линии (бывший Третий Пересадочный Контур, будущая Рублёво-Архангельская линия) тут в стороне и не мешают реализовать «Дорогомиловскую». Однако это снова станция глубокого заложения. Ирония её судьбы вот в чём: станцию можно построить, закрыв движение по ответвлению после ввода центра Калининско-Солнцевской линии метро, но на нём появится своя «Дорогомиловская» за пару кварталов отсюда, что резко снизит перспективы станции Филёвской линии, которые и так не высоки. Последняя схема развития метро, где можно обнаружить эту станцию, датируется аж 2002 годом:

Кадашёвская Серпуховского радиуса — вероятн. 35%

Изначально станция с таким названием планировалась между «Волхонкой» и «Третьяковской» на центральном участке Калининско-Солнцевской линии. И на схеме из Генплана-2010 можно заметить её кружок. Однако потом проект линии изменили ради удешевления. К тому же, планы застройки территории бывшей фабрики «Красный Октябрь» офисными и жилыми комплексами, так называемый «Золотой остров», канули в Лету вместе с отставкой Лужкова. А именно для них и хотели строить станцию, видимо, ожидая вливаний в неё от застройщиков. Впрочем, станция тут могла бы быть не лишней, хотя и другие есть в пешей доступности — «Кропоткинская», «Полянка», «Третьяковская». В 2011 Владимир Свириденков цитировал некий документ, в котором отмена станции обосновывалась в том числе возможностью строительства её аналога на Серпуховско-Тимирязевской линии между «Боровицкой» и «Полянкой»:

Читайте также:  Депо москва фудкорт метро ближайшее

Выше на схеме вы можете видеть, как проходит прямой участок Серпуховско-Тимирязевской линии в этом месте. Кстати, пересадка между линиями здесь никогда не планировалась. Среди фанатов метро станцию иногда называют «Софийская» по одноимённой набережной. На схемах развития метро такая станция на перегоне «Боровицкая» — «Полянка» никогда не значилась.

Покровская/Покровские ворота — вероятность 30%

Вторая станция, которая была пропущена на перегоне «Площадь Революции» — «Курская» Арбатско-Покровской линии (после «Маросейки», см. часть 1). Парадокс, но вторую часть названия линия получила по несуществующей на ней станции. Всё указывает на то, что «Маросейку» и «Покровскую» хотели достроить после пуска линии, но что-то пошло не так.

«Покровская» также упоминается на схемах как «Покровские ворота», а ещё — «Хохловская площадь». Это тоже станция глубокого заложения, и для неё тоже оставлен прямой участок с минимальным уклоном. Где-то читал, что её выход должен был быть интегрирован в здание в «сталинском» стиле, адрес которого улица Покровка, дом 22А строение 2. Угол этого дома архитектурно выделен как будто специально для размещения входа в вестибюль. Впрочем, рядом также есть сквер с памятником Н.Г. Чернышевскому, на месте которого мог бы разместиться подземный вестибюль.

Источник



Московское метро измерило самый длинный перегон в попугаях

Можете думать об этом, пока будете ехать по нему домой или на работу.

Московскому метро не откажешь в креативности. Еще пару лет назад всех удивляла надпись на ограждении ремонтных работ: «Извините, чтобы эскалатор работал, его надо иногда чинить. Обещаем работать быстро». С пассажирами первый раз поговорили по-человечески, а не языком правил поведения в начальной школе. Дальше — больше, появился смешной и познавательный проект «Привет, Москва!», который в легкой форме рассказывает о станциях и том, что над ними. Хорошо бы и нынешнее начинание получило продолжение.

Итак, метро измерило свой самый длинный перегон «Крылатское» — «Строгино» в попугаях — как Удава в прекрасном мультфильме. Получилось 33 125 волнистых попугайчиков — именно этот вид птиц был взят за единицу измерения (в одном попугае — около 20 сантиметров; кстати, мы посчитали и в удавах — получилось 4358 с половиной).

В более скучных единицах измерения этот перегон составляет 6650 метров, и для его преодоления необходимо потратить 7 минут. Тоже не самые обычные показатели — дело в том, что линия проходит под большим лесопарком, который решили не беспокоить (более того, поначалу даже хотели делать промежуточную станцию «Троице-Лыково», но потом от этой идеи отказались). Платой за сохранение природы является совершенно клаустофобическое ощущение на этом перегоне — за время пути от одной станции до другой пассажир успевает дезориентироваться, ему кажется, что он находится под землей уже целую вечность. Так что, наверное, стоит попросить метрополитен развесить наклейки с попугаями на синей ветке и объявлять эту цифру через громкую связь — будет хоть немного легче.

Источник

Тайны московского метро: станции столичной подземки, которые еще могут построить

В марте 2019 года московские власти объявили об отказе от строительства центрального участка Калининско-Солнцевской (желтой) линии от «Третьяковской» до «Парка Победы». Причина простая: строительство метро на периферии Москвы сейчас намного актуальнее. Планируется ли когда-либо возвращаться к строительству (а станций на Полянке, Волхонке, Плющихе ждали многие) — пока неизвестно. Но надежда не потеряна: проекты и тем более готовые подземные сооружения в Москве никто не бросает. История столичного метро знает много случаев реализации таких заделов.

Что касается центральной части желтой линии — нужно прежде всего заметить, что участки, на которых расположены шахты и другие наземные сооружения Метростроя, никто не собирается «возвращать в оборот» — то есть отдавать под застройку или даже благоустраивать. Это подтвердил «МК» глава департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин. «Никаких действий с этими участками на данный момент не планируется, — отметил чиновник. — Они зарезервированы под станции». Такая формулировка, согласимся, внушает надежды.

Два самых известных таких участка, огороженные для строительства метро еще в 1980-е годы, расположены в Замоскворечье: один — недалеко от Большой Ордынки, другой — на Большой Серпуховской улице, возле выхода из одноименной станции метро. Есть и другие, менее известные. Какого-либо активного строительства здесь уже долгое время не ведется, однако, как и любой объект, связанный с метрополитеном, они серьезно охраняются. Узнать метростроевскую площадку в центре можно очень легко: фундаментальный забор, а за ним — высокий металлический цилиндр. Это наземная часть шахты метро, так называемый копер: в центре подземку строят глубоким заложением, поэтому нужен полноценный штрек для спуска вниз людей и техники и выгрузки наверх грунта.

Самые нужные

Если посмотреть на карту центра столицы, то практически под всеми улицами и площадями, «обделенными» подземкой, есть спроектированные станции метро. Например, на Арбатско-Покровской линии есть задел под станцию «Покровские ворота»: ее хотели построить еще до войны, иначе как бы слово «Покровская» попало в название линии? Увы, пока что планов ее постройки тоже нет.

А техническая возможность, в принципе, есть: основные требования к будущей станции — это прямые тоннели на определенном расстоянии друг от друга и отсутствие значительного уклона. Из довольно значительного списка нереализованных метрополитеновских проектов мы выбрали те, которые технически еще возможно воплотить и которые при этом наиболее актуальны для города.

Читайте также:  Копировальный центр Копирка Юго Западная

Гольяновский радиус: от станции «Черкизовская» Сокольнической линии предполагалось построить ответвление вдоль Щелковского шоссе (в сторону одноименной станции Арбатско-Покровской линии). Упоминается в плане развития московского транспорта 2010 года, сейчас строительство отложено на неопределенный срок.

«Дербеневская» — станция на Замоскворецкой линии между «Павелецкой» и «Автозаводской». Выход проектировался возле пересечения Жукова проезда и Дербеневской улицы. Сейчас эта станция была бы очень кстати, учитывая реконструкцию многочисленных промзон и, следовательно, джентрификацию района Дербеневки. Техническая возможность ее построить до сих пор есть — тоннели удовлетворяют требованиям, а на месте предполагавшегося выхода (строительство отменено еще в 1943 году) существует наклонный ход под эскалатор.

«Бакунинская улица» запроектирована на Арбатско-Покровской линии между «Бауманской» и «Электрозаводской» на Бакунинской улице ближе к железнодорожному мосту. Станция была бы весьма полезна для обширного района между Третьим кольцом и мостом Казанской железной дороги (Переведеновский переулок и окрестности).

«Ильинские ворота» — станция, которая должна была располагаться на одноименной площади на Арбатско-Покровской линии. Переход, соответственно, на станции «Китай-город» Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий. Нет нужды говорить, насколько нужна эта пересадка. Впрочем, возможно, еще не поздно: заделы, по некоторым сведениям, все-таки были оставлены. Хотя, учитывая насыщенность подземного пространства в этом районе, работа по строительству станции видится по-настоящему сложной.

«Российская» и «Золоторожская» — заделы, оставленные на Кольцевой линии в процессе ее строительства, в начале 1950-х годов. Первая из перечисленных станций может располагаться между «Киевской» и «Краснопресненской», в районе нынешней площади Свободной России, вторая — между «Курской» и «Таганской». «Российская» может быть пересадочной на строящуюся станцию «Дорогомиловская» Калининско-Солнцевской линии. В последние годы в проектах строительства на ближайшие годы эти станции не значится.

«Военное поле» между «Полежаевской» и «Октябрьским полем» могло бы стать крайне востребованной станцией — это прямой переход на МЦК (станция «Зорге»). Пока что существует лишь в виде задела (прямой участок путей без уклонов). Но в будущем, когда вдоль улицы Зорге вместо промзон появятся жилые кварталы, станция должна стать весьма популярной не только как пересадочный узел.

«Кадашевская» — пока единственная станция метро, запланированная на Болотном острове (он же Балчуг), между Болотной площадью и памятником Петру I. Именно она ближайшая к метростроевской шахте в Кадашевских переулках. Однако постройка станции будет стоить слишком дорого, а население Острова пока очень невелико, так что городу строительство не нужно. Инвесторы, которым этот проект хотели «продать» в начале и середине 2000-х годов, пока также не проявляют интереса. Поэтому пока не найдется, кому оплатить «банкет», станции «Кадашевская» не будет, а от «Третьяковской» поезда метро пойдут прямо до «Остоженки», что запланирована у храма Христа Спасителя. Впрочем, ведь и этот проект недавно отменен.

«Верхние Котлы» — задел под станцию в Донском районе между «Тульской» и «Нагатинской» Серпуховско-Тимирязевской линии — очень пригодился бы как пересадочная станция на МЦК. Увы, пока также не включен в перспективные планы.

«Троице-Лыково» — построенная между «Крылатским» и «Строгино» станция с короткой платформой для обслуживающего длиннейший в Москве перегон персонала. Ее можно в любой момент доработать до полноценной станции, но никто не хочет: наверху расположена одноименная деревня, которую в будущем не планируют превращать в многоэтажный квартал. Надо же оставить в Москве зеленые участки — тем более и люди в тамошних домах живут не так чтобы простые.

Что может помешать

У метростроителей, слава богу, не бывает такого, чтобы замороженная стройка не была законсервирована надлежащим образом. Поэтому практически все заделы — вырытые шахты и фрагменты тоннелей — могут быть использованы, когда настанет их черед. Только два фактора могут сделать заделы бесполезными: изменившаяся трассировка линий (в результате начатая станция остается в стороне) и неожиданные технологические трудности.

— 30–40 лет назад в метрострое были уникальные специалисты, способные на смелые проекты, — рассказывает «МК» источник в отрасли. — Скажем, станция «Горьковская», ныне «Тверская», была построена на действующей линии без снятия движения. Сначала «вынули» центральный зал, потом расширили путевые тоннели, а в результате в один прекрасный день люди смотрят в окна поезда — где был тоннель, появилась станция! Это была ювелирная работа, руководил ею Ефим Семенович Барский. Сейчас специалистов такого уровня в метростроительных компаниях Москвы практически нет. В этом причина того, что на Кольцевой линии не решились строить станцию «Площадь Суворова» (она планировалась на пересечении с Люблинско-Дмитровской линией). По всей видимости, теперь ее не построят никогда — салатовая линия и станция «Достоевская», где должна была быть пересадка, теперь проходит по-другому.

Еще два примера ликвидированных заделов — это «Лужниковская» и «Якиманка» Первая станция глубокого заложения должна была находиться почти на месте Большой спортивной арены Лужников, но в последний момент проект поменяли, шахту засыпали и передали спортивной мегастройке. Вторая же планировалась как пересадочная на «Полянку», но задуманная трасса продления Калининско-Солнцевской линии потеряла актуальность, а в 2005 году площадка была ликвидирована. Теперь там обычный жилой комплекс.

К счастью, окончательный приговор метрополитеновскому заделу — это все-таки редкость. Большинство может долго ждать своего часа — иногда несколько десятилетий — и дождаться. Уже упомянутая «Тверская» — тому доказательство: сама Замоскворецкая линия в своей центральной части была построена еще в 1935–1938 годах, а задел под «Тверскую» представлял собой всего лишь идеально прямой участок, на котором тоннели несколько расходятся. Прошло 40 лет, и «Горьковская» была построена. Аналогичная ситуация с «Шаболовской» — правда, там пришлось ждать вдвое меньше.

Кстати, совсем рядом с Пушкинской площадью на той же Замоскворецкой линии имеется еще один артефакт 1930-х годов — прямо под Тверской площадью, у здания мэрии. Там изначально планировалось построить станцию «Советская», но еще при постройке решили от нее отказаться, поэтому тоннели в этом месте, хоть и прямые, идут под значительным уклоном. Станцию при таких условиях строить нельзя. Но задел не пропал: еще в годы Великой Отечественной войны вместо «Советской» построили бункер штаба гражданской обороны Москвы.

Источник