История Филевской линии московского метро: первый метромост, выставочные залы и секретный буфет

Филевская линия (голубая ветка, линия № 4) – одна из самых необычных в столичном метро. Она начинается в самом центре Москвы, под Александровским садом, а после станции «Киевская» разделяется на два отрезка, один из которых уходит на запад (в жилые районы), а по второму пути пассажиры добираются в мир небоскребов и центр деловой жизни города – в «Москву-Сити». В районах, прилегающих к Филевской линии, проживают более 600 тысяч человек (возле станций открытого участка – более 400 тысяч), а количество ее пассажиров с момента открытия перевалило за два миллиарда.

С конца 2016 года здесь ведется реконструкция. Обновляются платформы и тоннели, запускаются современные составы, а саму ветку соединяют с новыми видами наземного и подземного транспорта.

Экспериментальная линия, которая не ушла под землю

Филевская линия еще в стадии проекта считалась уникальной, ее создавали в качестве эксперимента. Предполагалось, что ветки, подобные ей, будут соединять центр Москвы с городами ближнего Подмосковья. Тогда грандиозные планы осуществить не удалось, эта ветка так и осталась одной из самых необычных, а с областью столицу уже в наше время соединяют при помощи Московских центральных диаметров.

К слову, большая часть Филевской линии проложена по земле. Семь станций из 13 находятся под открытым небом. Если сложить протяженность наземных участков этой линии, получится около восьми километров. В целом же длина Филевской линии составляет 12,1 километра от «Александровского сада» до «Кунцевской» и еще почти три километра от «Киевской» до «Международной».

Четвертая в первой очереди

А еще линия № 4 – это одна из самых старых в Москве. Перегон между «Александровским садом» и «Смоленской» проложен в составе первой очереди строительства Московского метрополитена. Каждый день пассажиры проезжают по Арбатскому радиусу от «Охотного Ряда» до «Смоленской», открытому в 1935 году. В то время поезда параллельно отправлялись с «Охотного Ряда» в сторону «Парка культуры».

Здесь же, на голубой ветке, появился первый в Москве и вообще в России подземный пешеходный переход. Его создали на месте бывшего входа на станцию «Смоленская». Тогда ее вестибюль располагался почти посередине нынешнего Садового кольца (в 1935 году на его месте находился бульвар), но просуществовал он всего пару лет. В 1937–1939 годах магистраль расширили, наземный вестибюль станции разобрали, а подходные галереи продлили до обеих сторон Садового кольца и превратили в подземный переход, который не был связан с метро.

Первый московский метромост – Смоленский. Он тоже появился на Филевской ветке. Движение по нему открыли 20 марта 1937 года. Смоленский метромост – настоящая кинозвезда, увидеть его можно во множестве отечественных картин. Например, герой фильма «Берегись автомобиля» (1966) Дима Самохвалов хранит в окрестностях моста свою «Волгу».

Фото: mos.ru

Следы войны и искусство на путях

В годы Великой Отечественной войны москвичи использовали метро как укрытие при авианалетах. В ночь с 22 на 23 июля 1941 года в тоннель мелкого заложения между «Арбатской» и «Смоленской» попала бомба. Также в 1941-м от авианалета пострадал Смоленский метромост. Латка отверстия в перекрытии тоннеля сохранилась, но разглядеть ее можно только из кабины машиниста.

Уже после войны решено было продублировать участок между станциями «Арбатская» и «Киевская» линией глубокого заложения, пропустив ее под Москвой-рекой. Новые станции расположились на глубине от 38 до 50 метров. 5 апреля 1953 года там стали курсировать поезда синей линии. Участок мелкого заложения от «Александровского сада» до «Киевской» закрыли, но использовать не перестали. С 1953 по 1958 год здесь располагались склады и было оборудовано пространство для выставок. А в перегонных тоннелях метрополитен размещал старые вагоны, в том числе трофейные. На одном из путей проводили испытания модернизированных составов.

В 1958 году закрытый участок снова заработал как полноценная ветка (Арбатско-Филевская). Поезда следовали от «Александровского сада» до «Кутузовской», а уже через год линию продлили до станции «Фили». В 1965 году голубая ветка дошла до «Молодежной», в 1989-м – до станции «Крылатское». Свой современный вид на схеме московского метро Филевская линия приобрела 7 января 2008 года, когда участок после «Кунцевской» был передан Арбатско-Покровской линии.

Источник

Филёвская линия метро Московского метрополитена: станции, режим работы, реконструкция

Московский метрополитен может похвастаться не только самыми красивыми станциями в мире, многие из которых являются настоящими памятниками архитектуры. Здесь, помимо подземных, имеются и наземные остановки.

На каких-то линиях подобные станции встречаются в единственном экземпляре, на каких-то и вовсе отсутствуют. Однако есть две ветки метрополитена, которые преимущественно расположены именно на поверхности, а не под землей. Это Бутовская, а также Филевская линия метро.

Появление последней началось еще в 1935 году, когда Московский метрополитен только начал свою работу. Множество изменений и даже весьма агрессивных воздействий с тех пор претерпела в метро Филевская линия. Ремонт станций и путей здесь ранее не проводился, однако 2016 год исправил эту ситуацию.

История Филевской линии

В еще довоенном 1935 году в Московском метрополитене появился участок между станциями «Улица Коминтерна» и «Смоленская», который отличался мелким заложением. По прошествии двух лет он был продлен до остановки под названием «Киевская». Созданный участок был частью Кировско-Фрунзенской линии (ныне Сокольническая), на которой действовало движение вилочного типа от станции «Охотный ряд». Уже в 1938 году участок поменял свою принадлежность: он оказался в составе новой Арбатско-Покровской линии.

Читайте также:  Беговая станция метро открыта или

Во время Великой Отечественной войны в тоннель между станциями «Смоленская» и «Арбатская» попала бомба, вызвавшая очень серьезные повреждения. Именно поэтому после окончания войны было принято решение построить новый участок метрополитена, который проходил бы параллельно уже существующему, но отличался бы глубоким заложением. Из-за этого в 1953 году дорога между станциями «Киевская» и «Калининская» оказалась закрытой. Все станции этого перегона начали использовать как склады, а тоннели превратились в депо, где хранились резервные вагоны.

Но недолго этой линии пришлось бездействовать. Во время правления Хрущева в целях экономии средств Арбатско-Покровскую ветку продлевать не стали и решили создать совершенно новый участок, который шел бы на запад, причем не под землей, а по ее поверхности. Заброшенные перегоны между «Киевской» и «Калининской» были снова открыты, также в эксплуатацию был введен новый участок между станциями «Киевская» и «Кутузовская». Произошло это в 1958 году, на праздник 7 Ноября. Именно эта дата и считается моментом, когда была открыта Филевская линия метро. Сама же станция «Фили», в честь которой эта ветка и получила свое названия, была открыта лишь спустя год.

Позже линия была продлена до станций «Пионерская» (в 1961 году), «Молодежная» (в 1965 году) и «Крылатское» (в 1989 году). Работа Филевской линии метро должна была продолжиться и в новых районах с названиями Митино и Строгино. Однако экономические проблемы страны помешали такому продлению ветки, поэтому метрополитен появился там только в 2009 и 2008 годах соответственно.

К этому времени на запад была продлена Арбатско-Покровская линия, которая включила в себя эти две новые станции, а также уже существующий участок Филевской ветки от «Кунцевской» до «Крылатского». Так Филевская линия метро сократилась до конечной остановки «Кунцевская».

Современная Филевская линия

Филевская ветка, которая обозначается голубым цветом и номером 4 на схеме метрополитена, берет свое начало от станции «Александровский сад», расположенной в центре города, и уходит в западную часть Москвы в районы Фили и Кунцево. Ее протяженность составляет 14,9 километров, и включает она в себя всего 13 станций.

Сегодня Филевская линия метро является практически целиком наземной. Ряд интересных особенностей выделяет ее среди прочих веток Московского метрополитена. На ней оказались сосредоточены самые короткие перегоны между станциями, наиболее длинные открытые участки, одни из самых коротких станций. Линия славится своими крутыми кривыми, и за счет этого она является единственной веткой, где станции располагаются по кривой.

Единственная линия метро с разветвлением

Главной же особенностью Филевской линии является то, что она не представляет собой единый участок. У нее есть вилочное ответвление, из-за которого она состоит из двух разных частей. На сегодняшний день такое решение больше не встречается в метро Москвы.

Филевская линия благодаря второму небольшому участку стала прекрасным связующим звеном между новым важным районом и обширной транспортной сетью всего города. Ведь это ответвление заканчивается в Московском международном деловом центре «Москва-Сити», который должен быть доступен любому городскому общественному и личному транспорту.

Список станций

Если сравнивать Филевскую линию с другими ветками метрополитена Москвы, то она является одной из самых коротких. Конечно, Каховская, Бутовская и Калининская линии еще меньше, но и 13 станций, входящих в состав Филевской ветки, не могут конкурировать своим числом с другими очень протяженными линиями.

Станции Филевской линии метро начинаются с подземной остановки под названием «Александровский сад». С нее можно перейти на станции «Арбатская», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая». Располагается данный пересадочный узел в самом сердце столицы вблизи Манежной и Красной площади. Поэтому здесь ежедневно бывают не только тысячи москвичей, но и огромное количество туристов.

Далее, идет подземная «Арбатская», которая не пользуется особой популярностью у пассажиров. Ведь на Арбатско-Покровской ветке есть остановка с таким же названием. Выход этой станции Филевской линии располагается рядом с началом улиц Арбат и Новый Арбат, а сам вестибюль выполнен в форме пятиконечной звезды.

Подземная станция метро «Смоленская» также имеет одноименного клона на синей ветке метро, причем располагаются они недалеко друг от друга, около пересечения Садового кольца и улицы Арбат.

Остановка под названием «Киевская», которая является подземной, расположена рядом с одноименным вокзалом. С нее можно перейти на станции с таким же названием Кольцевой и Арбатско-Покровской линий. Именно на этой станции организовано разветвление Филевской ветки.

Метро «Студенческая» находится на Киевской улице, прямо возле ее пересечения с Можайским переулком. Она является наземной. Это одна из немногих станций Московского метрополитена, возле которой нет развитой системы наземного городского транспорта.

С наземной станции «Кутузовская» пассажиры сразу попадают на одноименный проспект ведь располагается она прямо под ним. Именно в честь Кутузовского проспекта она и получила свое название.

Читайте также:  Добраться от метро планерная до казанского вокзала

Наземная станция «Фили» находится возле Новозаводской улицы и Багратионовского проезда. Здесь можно совершить пересадку на железнодорожную станцию с таким же названием Белорусского направления.

Под улицей Барклая находится наземная остановка «Багратионовская». Рядом располагается электродепо «Фили», а также известные в Москве торговые центры «Горбушкин двор» и «Горбушка».

Станция «Филевский парк» обязана своим названием находящемуся неподалеку большому парку. Располагается она на Минской улице и является наземной.

Находящаяся на улице Мазиловская наземная остановка «Пионерская» изначально должна была называться «Мазилово» в честь расположенной в этом месте деревни, которая присоединилась к Москве в 1960 году.

Конечная станция «Кунцевская» также является наземной, как и большинство станций Филевской ветки. Располагается она на пересечении Рублевского шоссе, Молдавской и Малой Филевской улиц.

Станции второго направления

Небольшой участок Филевской линии, который доставляет пассажиров к «Москве-Сити», включает в себя всего две подземные станции:

Источник

Метро москвы станция филевская

Московский метрополитен может похвастаться не только самыми красивыми станциями в мире, многие из которых являются настоящими памятниками архитектуры. Здесь, помимо подземных, имеются и наземные остановки.

На каких-то линиях подобные станции встречаются в единственном экземпляре, на каких-то и вовсе отсутствуют. Однако есть две ветки метрополитена, которые преимущественно расположены именно на поверхности, а не под землей. Это Бутовская, а также Филевская линия метро.

Появление последней началось еще в 1935 году, когда Московский метрополитен только начал свою работу. Множество изменений и даже весьма агрессивных воздействий с тех пор претерпела в метро Филевская линия. Ремонт станций и путей здесь ранее не проводился, однако 2016 год исправил эту ситуацию.

История Филевской линии

В еще довоенном 1935 году в Московском метрополитене появился участок между станциями «Улица Коминтерна» и «Смоленская», который отличался мелким заложением. По прошествии двух лет он был продлен до остановки под названием «Киевская». Созданный участок был частью Кировско-Фрунзенской линии (ныне Сокольническая), на которой действовало движение вилочного типа от станции «Охотный ряд». Уже в 1938 году участок поменял свою принадлежность: он оказался в составе новой Арбатско-Покровской линии.

Во время Великой Отечественной войны в тоннель между станциями «Смоленская» и «Арбатская» попала бомба, вызвавшая очень серьезные повреждения. Именно поэтому после окончания войны было принято решение построить новый участок метрополитена, который проходил бы параллельно уже существующему, но отличался бы глубоким заложением. Из-за этого в 1953 году дорога между станциями «Киевская» и «Калининская» оказалась закрытой. Все станции этого перегона начали использовать как склады, а тоннели превратились в депо, где хранились резервные вагоны.

Но недолго этой линии пришлось бездействовать. Во время правления Хрущева в целях экономии средств Арбатско-Покровскую ветку продлевать не стали и решили создать совершенно новый участок, который шел бы на запад, причем не под землей, а по ее поверхности. Заброшенные перегоны между «Киевской» и «Калининской» были снова открыты, также в эксплуатацию был введен новый участок между станциями «Киевская» и «Кутузовская». Произошло это в 1958 году, на праздник 7 Ноября. Именно эта дата и считается моментом, когда была открыта Филевская линия метро. Сама же станция «Фили», в честь которой эта ветка и получила свое названия, была открыта лишь спустя год.

Позже линия была продлена до станций «Пионерская» (в 1961 году), «Молодежная» (в 1965 году) и «Крылатское» (в 1989 году). Работа Филевской линии метро должна была продолжиться и в новых районах с названиями Митино и Строгино. Однако экономические проблемы страны помешали такому продлению ветки, поэтому метрополитен появился там только в 2009 и 2008 годах соответственно.

К этому времени на запад была продлена Арбатско-Покровская линия, которая включила в себя эти две новые станции, а также уже существующий участок Филевской ветки от «Кунцевской» до «Крылатского». Так Филевская линия метро сократилась до конечной остановки «Кунцевская».

Современная Филевская линия

Филевская ветка, которая обозначается голубым цветом и номером 4 на схеме метрополитена, берет свое начало от станции «Александровский сад», расположенной в центре города, и уходит в западную часть Москвы в районы Фили и Кунцево. Ее протяженность составляет 14,9 километров, и включает она в себя всего 13 станций.

Сегодня Филевская линия метро является практически целиком наземной. Ряд интересных особенностей выделяет ее среди прочих веток Московского метрополитена. На ней оказались сосредоточены самые короткие перегоны между станциями, наиболее длинные открытые участки, одни из самых коротких станций. Линия славится своими крутыми кривыми, и за счет этого она является единственной веткой, где станции располагаются по кривой.

Единственная линия метро с разветвлением

Главной же особенностью Филевской линии является то, что она не представляет собой единый участок. У нее есть вилочное ответвление, из-за которого она состоит из двух разных частей. На сегодняшний день такое решение больше не встречается в метро Москвы.

Филевская линия благодаря второму небольшому участку стала прекрасным связующим звеном между новым важным районом и обширной транспортной сетью всего города. Ведь это ответвление заканчивается в Московском международном деловом центре «Москва-Сити», который должен быть доступен любому городскому общественному и личному транспорту.

Читайте также:  Метро ботанический сад метро строгино

Список станций

Если сравнивать Филевскую линию с другими ветками метрополитена Москвы, то она является одной из самых коротких. Конечно, Каховская, Бутовская и Калининская линии еще меньше, но и 13 станций, входящих в состав Филевской ветки, не могут конкурировать своим числом с другими очень протяженными линиями.

Станции Филевской линии метро начинаются с подземной остановки под названием «Александровский сад». С нее можно перейти на станции «Арбатская», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая». Располагается данный пересадочный узел в самом сердце столицы вблизи Манежной и Красной площади. Поэтому здесь ежедневно бывают не только тысячи москвичей, но и огромное количество туристов.

Далее, идет подземная «Арбатская», которая не пользуется особой популярностью у пассажиров. Ведь на Арбатско-Покровской ветке есть остановка с таким же названием. Выход этой станции Филевской линии располагается рядом с началом улиц Арбат и Новый Арбат, а сам вестибюль выполнен в форме пятиконечной звезды.

Подземная станция метро «Смоленская» также имеет одноименного клона на синей ветке метро, причем располагаются они недалеко друг от друга, около пересечения Садового кольца и улицы Арбат.

Остановка под названием «Киевская», которая является подземной, расположена рядом с одноименным вокзалом. С нее можно перейти на станции с таким же названием Кольцевой и Арбатско-Покровской линий. Именно на этой станции организовано разветвление Филевской ветки.

Метро «Студенческая» находится на Киевской улице, прямо возле ее пересечения с Можайским переулком. Она является наземной. Это одна из немногих станций Московского метрополитена, возле которой нет развитой системы наземного городского транспорта.

С наземной станции «Кутузовская» пассажиры сразу попадают на одноименный проспект ведь располагается она прямо под ним. Именно в честь Кутузовского проспекта она и получила свое название.

Наземная станция «Фили» находится возле Новозаводской улицы и Багратионовского проезда. Здесь можно совершить пересадку на железнодорожную станцию с таким же названием Белорусского направления.

Под улицей Барклая находится наземная остановка «Багратионовская». Рядом располагается электродепо «Фили», а также известные в Москве торговые центры «Горбушкин двор» и «Горбушка».

Станция «Филевский парк» обязана своим названием находящемуся неподалеку большому парку. Располагается она на Минской улице и является наземной.

Находящаяся на улице Мазиловская наземная остановка «Пионерская» изначально должна была называться «Мазилово» в честь расположенной в этом месте деревни, которая присоединилась к Москве в 1960 году.

Конечная станция «Кунцевская» также является наземной, как и большинство станций Филевской ветки. Располагается она на пересечении Рублевского шоссе, Молдавской и Малой Филевской улиц.

Станции второго направления

Небольшой участок Филевской линии, который доставляет пассажиров к «Москве-Сити», включает в себя всего две подземные станции:

Источник

Фили (станция метро)

Была открыта 7 ноября 1959 года в ходе продления линии на запад. Расположена на Новозаводской улице.

Получила название по одноимённому району Москвы.

Над северной частью станции располагается путепровод Багратионовского проезда.

Содержание

Вестибюли и пересадки

На станции два остеклённых вестибюля с торцов станции, они же служат переходами между платформами.

Станция является пересадочной на одноимённую железнодорожную станцию Белорусского направления.

Станция в цифрах

Пассажиропоток на станции составляет 30 100 человек в сутки. Пикет ПК72+39.

Техническая характеристика

Конструкция станции — наземная с боковыми платформами. Сооружена по типовому проекту наземного типа. Архитекторы станции: Ю. П. Зенкевич, Р. И. Погребной.

Интересные факты

  • У восточного входа на станцию можно увидеть две балки, поддерживающие железнодорожный путь, который соединяет завод имени Хруничева с белорусским направлением Московской железной дороги.
  • Станция стоит на стыке тоннеля и открытых путей. Поезд, прибывающий из центра, выезжает из тоннеля на станцию, а уезжает с неё уже по открытым путям.

Галерея

См. также

Ссылки

Литература

  • Москва. Энциклопедия. 1980 г.
  • Станции метрополитена по алфавиту
  • Филёвская линия
  • Станции Московского метрополитена
  • Наземные открытые станции
  • Филёвский Парк
  • Появились в 1959 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Фили (станция метро)» в других словарях:

Пионерская (станция метро — Пионерская (станция метро, Москва) Станция «Пионерская» Филёвская линия Московский метрополитен … Википедия

Дорогомиловская (станция метро) — Филёвская линия Легенда … Википедия

Международная (станция метро — Международная (станция метро, Москва) Станция «Международная» Филёвская линия Московский метрополитен … Википедия

Студенческая (станция метро — Студенческая (станция метро, Москва) Станция «Студенческая» Филёвская линия Московский метрополитен … Википедия

Воздвиженка (станция метро) — Станция «Александровский сад» Филёвская линия Московский метрополитен Дата открытия … Википедия

Калининская (станция метро) — Станция «Александровский сад» Филёвская линия Московский метрополитен Дата открытия … Википедия

Коминтерн (станция метро) — Станция «Александровский сад» Филёвская линия Московский метрополитен Дата открытия … Википедия

Кунцевская (станция метро) — Координаты: 55°43′51″ с. ш. 37°26′45″ в. д. / 55.730833° с. ш. 37.445833° в. д.  … Википедия

Выставочная (станция метро) — Координаты: 55°44′55″ с. ш. 37°32′17″ в. д. / 55.748611° с. ш. 37.538056° в. д.  … Википедия

Лубянка (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лубянка. Координаты: 55°45′33″ с. ш. 37°37′38″ в. д. / 55.759167° с. ш … Википедия

Источник