Площадь Революции — станция московского метро

«Площадь Революции» – необычная станция метро в городе Москве, которая открылась для пассажиров 13 марта 1938 года в составе второй очереди строительства Покровского радиуса Московского метрополитена.

Центральный зал подземного объекта похож на роскошно отделанный музей с большим количеством бронзовых статуй. «Площадь Революции» знаменита на всю страну интересными скульптурами на тему революции, гражданской войны и мирного довоенного времени в СССР.

Расположение станции метро

В настоящее время станция «Площадь Революции» относится к Арбатско-Покровской линии метро и располагается между «Арбатской» и «Курской» станциями.

Особенности названия

Станция получила своё название в честь Площади Революции, рядом с которой построена. Эта площадь до 1918 года носила название Воскресенская. Некоторые люди считают, что станцию назвали в честь Февральской революции 1917 года. Достоверно известно, что в проекте станции не было ни одного упоминания об этом историческом событии.

Архитектура

Созданием проекта станции «Площадь Революции» занимался выдающийся архитектор Алексей Николаевич Душкин. «Площадь Революции» имеет пилонную конструкцию. Интересно, что на пилонах совсем нет украшений. Главные детали интерьера станции находятся в проходах между ними, которые выполнены в форме арок и облицованы бордовым мрамором. Арочные своды опираются на чёрный мраморный цоколь. Диаметр арок значительно больше, чем ширина проёма, поэтому в угловых частях пилонов образовались пустые ниши.

А. Н. Душкин планировал установить в свободное пространство уголки из бетона, и украсить их барельефами с революционной тематикой. Для изготовления украшений зала пригласили талантливого скульптора-монументалиста Матвея Генриховича Манизера, который высказал идею создания больших статуй вместо барельефов. А. Н. Душкин не поддержал задумку скульптора, но руководители строительства метрополитена в Москве прислушались к Манизеру, и в проект станции внесли изменения. В результате среди черно-красной отделки и тяжёлых конструкций центрального зала появились статуи из бронзы в тёмных тонах, изображаюзие советских людей в разные периоды времени.

Матвей Манизер совместно с коллективом скульпторов создали фигуры революционных рабочих и солдат, крестьян и матросов с оружием, парашютисток, девушек с винтовками, пограничников с собаками, стахановцов, инженеров, птичниц, мужчин-хлеборобов, студентов, спортсменов, отцов и матерей с детьми в руках, пионеров с моделями самолётов и школьниц с глобусами. Всего было реализовано 20 разных образов. В момент открытия в центральном зале станции было 40 арок, и каждая скульптура повторялась четыре раза.

Все скульптуры были расположены в шахматном порядке – по две в каждой арке. Если пройти от одного торца зала до другого по центру помещения, то можно было увидеть все статуи без повторений. С западной стороны начинались образы на тему Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны (1917-1922). В двух арках располагались статуи рабочего-красногвардейца с ручной гранатой, солдата Красной Армии с винтовкой, революционного матроса с наганом и простого крестьянина, который отстаивает свое право на землю.

Далее установлены четыре скульптуры, изображающие людей из периода становления обороны Советского Союза после гражданской войны: парашютистка, девушка «Ворошиловский стрелок», пограничник, охраняющий государственную границу и краснофлотец.

Затем пассажиры и туристы могут увидеть фигуры по теме труда и образования в СССР: рабочий Метростроя с инструментом, изобретатель, держащий шестеренку (ранее в руках у молодого инженера также был циркуль), колхозница с петухом и курицей, комбайнёр, студент и студентка и книгами. Завершают композицию статуи на тему досуга и семейных ценностей советского народа. Здесь можно встретить спортсменов – метательницу диска и футболиста, скульптуры женщин и мужчин с детьми на руках. Последними стоят юные авиамоделисты и географы.

Статуи в последней арке установлены только с одной стороны – от платформ. Потому что в конце 40-х годов был открыт восточный вестибюль, и проход замуровали. Тогда пришлось демонтировать четыре фигуры. Сейчас на станции «Площадь Революции» 76 бронзовых скульптур.

Всё статуи расположены в хронологическом порядке. Благодаря этому каждый пассажир может пройти по центральному залу станции и наблюдать изменения в жизни людей в Советском Союзе с конца 1917 года до момента открытия станции в 1938 году.

Торец центрального зала первоначально украсили барельефом «Сталин и Ленин», автором которого был Матвей Манизер. Тема изображения связана с культом личности Сталина, который достиг своего пика в СССР в конце 30-х годов. Когда был открыт второй выход со станции, этот барельеф переместили на «Павелецкую» Кольцевой линии.

Освещается центральный зал двумя рядами подвесных люстр с красивыми подвесками из хрусталя. Освещение специально продумано так, чтобы было хорошо видно все скульптуры.

Необычная облицовка сделана между арками на стенах пилонов: здесь закреплены узорные решётки для вентиляции и украшения в виде развёрнутых свитков с обрамлением из орнамента.

Изначально пол в центральном зале сделали из мрамора, а затем покрытие поменяли на гранитное. В боковых залах асфальт на полу также заменили на плиты из гранита.

На поверхности сооружены два вестибюля: западный и восточный. Западный вестибюль одновременно служит вестибюлем для другой станции Московского метрополитена – «Театральная» Замоскворецкой линии (бывшая «Площадь Свердлова»). Их этого выхода пассажиры попадают на Площадь революции. Западный вестибюль был открыт в 1938 году, а проектированием помещения занимался архитектор Алексей Душкин, которому удалось создать классический лаконичный интерьер.

Из восточного вестибюля предусмотрен выход к Богоявленскому переулку, откуда можно попасть на Никольскую улицу. С 2008 года в течение двух лет вестибюль был отреставрирован. Торжественное открытие выпало на день, когда в Москве случились террористические акты в метро, поэтому праздник не состоялся, и мероприятие прошло в штатном режиме.

Пересадки со станции

С «Площади Революции» пассажиры могут перейти на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии через совместный западный вестибюль, расположенный на поверхности.

Изначально перейти на «Театральную» с «Площади Революции» было возможно только через западный вестибюль. Затем в 1946 году построили ещё один лестничной переход в торец «Театральной», вход в который располагался в центре перронного зала станции «Курская». В настоящее время переход служит для пересадки с Арбатско-Покровской на Замоскворецкую линию.

В 1974 году в Мовковском метрополитене соорудили переход для прохода пассажиров из центрального зала «Театральной» в западный торец «Площади Революции». Сегодня через этот переход можно сделать пересадку с Замоскворецкой линии на Арбатско- Покровскую. Пассажиропотоки эти станций полностью разделены.
Интересно, что в пересадочный узел вместе с этими станциями входит «Охотный ряд» Сокольнической линии, однако напрямую перейти на эту станцию с «Площади Революции» невозможно.

Интересные факты

  1. Образы всех статуй повторяются: 18 скульптур – по четыре раза, а оставшиеся две – дважды. Четыре статуи, которые располагались в центральном зале возле крайних проходов были повреждены во время строительства второго выхода, когда замуровывали проходы в торцевой части зала в 1946 году.
  2. Во время Великой Отечественной войны в период с 1941-1944 годах бронзовые фигуры находились год в эвакуации в Средней Азии. Во время перевозки большая частьизваяний сильно пострадали. Ни одну из скульптур не удалось довезти до Москвы в целом состоянии. Позднее пришлось собирать скульптуры заново из разных рук, голов и ног. Только благодаря тому, что все фигуры дублировались несколькораз, удалось восстановить коллекцию статуй полностью.
  3. В нишах центрального зала «Площади Революции» было недостаточно места, чтобы расположить фигуры людей в полный рост. В итоге каждая из статуи изображает сидящих или присевших на колено людей. По этому поводу среди современников ходила шутка о том, что сгорбившиеся фигуры символизируют советский народ под властью коммуниста: люди либо «сидят», либо стоят на коленях.
  4. До сих пор среди гостей и жителей города ходят легенды о том, что скульптуры со станции «Площадь Революции» приносят удачу. Стало популярным мнение, что если потрогать различные части статуй, то загаданное желание непременно сбудется.Впервые об этой традиции стало известно от студентов МГТУ имени Баумана, которые придумали, что для успешной сдачи зачётов и экзаменов следует потереть нос собаке, которая находится рядом со скульптурой пограничника. Для финансового успеха нужно проделать то же действие с наганом, который находится в руках у матроса. Студентка с книгой окажет помощь в любовных делах своей туфелькой, а отцу или матери с ребёнком приходят те, чьи мечты связаны с детьми.
  5. Некоторые образы были списаны с реальных людей, которым пришлось позировать перед скульпторами около шести месяцев по несколько часов ежедневно. Это были матросы из военно-морского училищаОлимпийРудаков и Алексей Никитенко, преподаватель Института Физкультуры и известный спортсмен Аркадий Гидрат, который стал прототипом студента с книгой, а позже погиб на войне.
Читайте также:  Стоматология тари метро перово

«Площадь Революции» – это одна из самых красивых, нарядных и таинственных станций Московского метрополитена. За всё время существования её внутреннее убранство осталось практически неизменным. В бешеном столичном ритме жизни эта многофигурная композиция в столичном метро дарит веру в чудо.

Источник

Станция метро «Площадь революции» : невероятные истории реальных людей, послуживших прообразами скульптурных героев

Бронзовые скульптуры на станции метро «Площадь Революции»
Московская станция метро «Площадь Революции» примечательна тем, что ее вестибюль похож на подземный музей скульптур. Пассажиров, приезжающих на станцию, встречает застывшая история в бронзе. В ее арках установлены скульптуры героев, живших во время становления молодой страны Советов: матросы и солдаты, крестьяне и рабочие, студенты и дети — всего семьдесят шесть фигур. Из-за повторения скульптурных образов кажется, что их много, но фактически их всего двадцать. Почти за каждой скульптурой стоит человек, его судьба. В этом обзоре можно узнать об именах, некоторых из них.

Скульптор М.Г. Манизер — автор скульптурного комплекса станции метро «Площадь Революции».

Создатель многофигурной композиции бронзовых скульптур, объединенных темой: революции, гражданской войны и мирного довоенного времени — народный художник СССР, Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). В 1943 году Сталинская премия суммой в сто тысяч рублей, полученная скульптором за эту творческую работу, была передана им в Фонд обороны страны.

В конце 30-х годов, когда отливались эти фигуры, страна уже достаточно крепко «встала на ноги». И молодые люди 25-30 лет, послужившие прообразами скульптур, жили верой и надеждой на счастливую жизнь, в стремительно развивающейся стране. Никто еще тогда не знал, что ждет их, и еще миллионов таких же, как они, через несколько лет. И сколько из них останется в живых после войны, и как сложатся их судьбы.

Источник

Метро москва памятник кирова

May 1st, 2016 , 12:07 am

В первой и второй части этого обзора мы вспомнили 44 исторических персоны, чьи имена отражены в названиях станций московского метро. Настало время вспомнить и тех 14 человек, кто к настоящему моменту уже утратил (или частично утратил) своё присутствие на схеме метро.

Советский партийный деятель, начальник главного политуправления Красной Армии. После смерти Щербакова его именем был назван район Москвы, до этого носивший название Ростокинский. А в 1966 году — и местная станция метро, до этого носившее самое короткое название за всю историю московского метро — «Мир» . Впрочем, переименование станции было связано не столько с желанием увековечить имя Щербакова, сколько с необходимостью избавиться от путаницы между похожими названиями станций метро: «Мир» и «Проспект Мира» . ( см. также здесь ).

В 1990 году, на волне смены идеологических советских названий, была переименована и станция «Щербаковская» , став «Алексеевской» .

Похожая история. Также советский партийный деятель, живший в те же годы и на схеме метро появился похожим образом: именем Жданова был назван район, а затем и построенная в районе станция. Кстати говоря, и женат был Жданов на сестре Щербакова.

Но присутствие Жданова в метро было более широким, благодаря Ждановско-Краснопресненской линии (фиолетовой), на которой и находилась станция «Ждановская». В 1989 году станцию переименовали в «Выхино», а линию — в Таганско-Краснопресненскую.

Руководитель строительства московского метро. С 1935 по 1955 год его имя носил весь московский метрополитен. С 1955 по 1957 — его имя носила нынешняя станция «Охотный ряд» . И всё это — при жизни Лазаря Моисеевича. Кроме него такой чести удостаивался лишь Сталин. В 1957 за критику Хрущёва был объявлен членом «антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова» и смещён со всех постов. Пережил всех своих политических противников. Дожил до 97 лет, скончавшись в 1991 году. (см. также здесь)

Стоит также отметить, что 2 года — это самый короткий срок присутствия на схеме метро исторической персоны.

Народный комиссар почты и телеграфа СССР. Его именем был назван посёлок работников связи, «передавший» своё название улице, а затем и станции метро «Улица Подбельского», открывшаяся в 1990 году. Интересно, что станция долгое время сохраняла это название, даже когда сама улица была переименована в 1994 году в Ивантеевскую. Лишь 20 лет спустя топонимический казус был исправлен, и станция была переименована в «Бульвар Рокоссовского».

Советский политический деятель, революционер, глава Ленинграда. Перед открытием первой очереди московского метро одна из станций должна была называться «Мясницкой» по проходящей здесь улице. Но, за 5 месяцев до открытия метро было совершено убийство главы города Ленинграда Сергея Кирова. В его память решили переименовать Мясницкую улицу, а заодно и строющуюся на тот момент станцию метро. Название «Кировская» продержалось 55 лет, пока в 1990 году в рамках борьбы с идеологическими названиями не была переименована в «Чистые пруды» .

Интересно, что в метро сохранился бюст Кирова, правда, дважды перенесённый из-за строительства новых станций. Теперь бюст немного нелогично украшает соседнюю с «Чистыми прудами» станцию «Сретенский бульвар» .

Стоит отметить, что имя Кирова (напополам с Михаилом Васильевичем Фрунзе) носила не только станция, но и Кировско-Фрунзенская линия метро (красная), теперь называющаяся Сокольнической .

Очередной советский политический деятель, революционер. Председатель ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет). После смерти Свердлова его именем была названа площадь, на ней поставлен памятник, и построена станция метро, названная «Площадь Свердлова» . В 1990 году станцию, как и площадь, назвали «Театральной» .

Генералиссимус. Имя Сталина при жизни носило множество объектов в СССР. В том числе и две станции московского метро. Первая — «Завод имени Сталина» , по расположенному рядом заводу. Станция была открыта в годы войны, став важным траспортным объектом, обслуживающим стратегическое предприятие. В 1956 году, после смерти вождя и развенчания культа личности, заводу присвоили имя Лихачёва (ЗИЛ), а станции метро — название «Автозаводская» . На путевых стенах станции до сих пор можно обнаружить пустые таблички между барельефов, где когда-то красовались цитаты Сталина.

Вторая станция — «Сталинская» , названа по сталинскому району Москвы. Также была построена в годы войны. В 1961 году, в ходе десталинизации район был переименован в первомайский, а станция — в «Семёновскую» (название «Первомайская» было уже занято другой станцией). И здесь остались следы от прежнего названия — в торце станции под слоем штукатурки проглядывает круглый силуэт. Здесь, на круглой медали был изображён профиль генералиссимуса.

Революционер, нарком по делам торговли и промышленности. После смерти его память была увековечена в названии площади, а затем, в 1971 году, — в названии двух станций метро «Площадь Ногина» . Теперь эти станции называются «Китай-город» .

На станции всё ещё можно видеть бюст Виктора Павловича.

Революционер, Народный комиссар внутренних дел. Смерть. Площадь. Памятник. Станция метро. Борьба с идеологическими названиями. Новое название — «Лубянка» .

Революционер, «всесоюзный староста». Смерть. Проспект. Памятник. Станция метро. Борьба с идеологическими названиями. Новое название — «Александровский сад» .

Интересно, что несмотря на переименование станции «Калининская» , Калининской линии московского метро (жёлтой) название, которое она и носит до сих пор, оставили. Также как и оставили бюст Михаила Ивановича в вестибюле нынешнего «Александровского сада» .

Главный организатор Октябрьской революции, основатель и первый фактический руководитель СССР. Именем Ленина названо множество объектов, в том числе и сам московский метрополитен. Кроме того, в период с 1984 по 1990 год его имя упоминалось в названиях пяти станций метро: «Библиотека имени Ленина», «Ленинские горы» (ныне «Воробьёвы горы»), «Ленинский проспект», «Площадь Ильича» и «Ленино» (ныне «Царицыно»). Все они повторяют названия соответствующих наземных объектов. В 90-х годах две станции были переименованы, но и с тремя оставшимися Владимир Ильич прочно удерживает лидерство.

Читайте также:  Метро от курской до динамо

На станции «Царицыно» и сейчас можно увидеть панно с профилем Ильича. Кроме того, о том, что станция раньше называлась «Ленино», напоминают буквы на путевой стене станции. Дело в том, что ради экономии, были изготовлены только буквы Ц, А, Р, Ы, а остальные — И, Н, О, — были взяты из предыдущего названия. В результате они немного отличаются друг от друга по цвету (см. подробнее здесь).

Самый издаваемый в СССР советский писатель.

Над седой равниной моря
ветер тучи собирает.
Между тучами и морем
гордо реет Буревестник.

Имя станции «Горьковская» , открытой в 1979 году, дала улица Горького, вдоль которой была проложена линия. В 1990 году улице вернули историческое название — Тверская. Аналогично переименовали и станцию. Памятник Горькому, тем не менее, оставили, — он и по сей день стоит в переходе на станцию «Чеховская» , напоминая о прежнем названии станции. Это переименование разрушило примечательное писательское трио из станций, составляющих единый траспортный узел: «Пушкинская»-«Тверская»-«Чеховская» .

Кроме того, писатель дал своё имя не только станции, но и линии, на которой она была расположена: Горьковско-Замоскворецкая (зелёная). Тогда же, в 1990 году, название линии укоротили до Замоскворецкой .

Источник

Как создавалась подземка: вокзал на Красной площади и пекари-метростроевцы

Московский метрополитен 15 мая отмечает свой юбилей – ему исполняется 85 лет. Однако история создания столичной подземки началась задолго до 30-х годов. Корреспондент Mосквы 24 поговорил с москвоведом и историком железнодорожного транспорта Юрием Егоровым и узнал, почему над станцией «Комсомольская» тек ручей и какие реальные прототипы имеются у скульптур на «Площади Революции».

Период революции. Эстакады на Красной площади

Первые проекты метро были еще до революции. Пожалуй, самый известный из них – авторства инженера Петра Балинского и проектировщика Евгения Кнорре. Это то, что в Европе называется «глубокие железнодорожные вводы». Яркий пример – линия RER в Париже. По предместьям она идет именно как электричка – в формате железной дороги. В какой-то момент поезд ныряет под землю, проходит сквозной полуэкспрессной линией под центром города, выныривает и снова идет по предместьям как электричка.

Ближе к такой идее и был проект Балинского и Кнорре, где частично планировались эстакады, а на Красной площади предполагалось построить центральный вокзал. Сюда же стоит отнести один из проектов разгрузки московского железнодорожного узла, предложенный то ли Павелецкой, то ли Ярославской железной дорогой.

Во-первых, это технически было не очень просто. Во-вторых, это затрагивало городскую инфраструктуру. Тогда решили, что так делать не стоит. И, как показал более поздний опыт, это было абсолютно правильно. Здесь в качестве примера стоит вспомнить нью-йоркское метро, где построили те самые эстакады. Потом метро все-таки закопали под землю, а сейчас эти эстакады используются просто потому, что жалко ломать. Сейчас их пытаются интегрировать в парковые пространства, городские скверы и так далее. Видимо, если бы у нас сделали эстакады, сейчас мы бы пришли к тому же самому.

Тридцатые годы. Возвращение к метро

В какой-то момент появилась идея вернуться к строительству метро. Причем первоначально эта идея не представлялась чем-то сверхсложным. Есть июльское постановление 1931 года о строительстве метро, и даже в книгах середины 30-х годов эта дата уже отмечена как судьбоносная. На самом деле это не так. В этом постановлении проектирование и строительство метрополитена в Москве было лишь одной из мер развития городского транспорта, не более того. Как, например, запуск новых трамвайных линий.

Начались работы достаточно быстро. В районе метро «Красносельская», в области малоэтажной застройки, была организована первая метростроевская шахта. Сначала дело пошло не очень: непонятно было, как и из чего строить. Обратились за советом к шахтерам Донбасса, которые умели прокладывать тоннели в горных породах, и ситуация стала несколько лучше. Но все равно оставались те же самые проблемы – низкая скорость и отсутствие технологий. И тогда в дело впряглась партийная элита – Лазарь Каганович, Николай Булганин и Никита Хрущев, – те самые люди, которые у нас и ассоциируются с первыми этапами строительства метро.

Начались комсомольские призывы на стройку.

В советские времена в прессе по какой-то причине особо подчеркивалось, что активнее всего на комсомольский призыв реагировали пекари, как они бросали свои печи и тесто и меняли все это на лопату с киркой. Примерно тогда же у власти появилось понимание, что усилий требуется больше. Что это не просто один из видов транспорта, а нечто более масштабное. А значит, и отношение должно быть другим. Не таким утилитарным, как в том же Париже, где станции в большинстве своем похожи друг на друга.

Параллельно начались чисто технологические проблемы. Оказалось, что под Москвой не всегда хороший грунт, с которым надо что-то делать. Есть и плавуны (такой кисель из воды с песком), и где-то более твердые почвы, и подземные речки-ручьи, и коллекторы. Приходилось все это как-то исправлять.

Ручеек на "Комсомольской"

Безумно интересное было решение на станции «Комсомольская». По краям – площадь трех вокзалов, внизу – станция. Начали разрабатывать котлован, наткнулись на ручей Ольховец, который еще до революции убрали в коллектор и благополучно про него забыли. Что делать? Водоток достаточно большой, просто перекрыть не получится: либо затопит котлован, либо другие районы.

Еще одна проблема была на той же самой «Комсомольской» со строительством выхода в сторону Казанского вокзала. Сам вокзал, по крайней мере та его часть, которая выходит на площадь и загибается на Новорязанскую улицу, закончился еще в 1926 году. Поэтому часть здания была вывешена на специальных конструкциях, под нее был сделан подкоп и, соответственно, выход из метро.

Важным моментом в строительстве метро стала центральная часть города, в частности станция «Лубянка». Ее не смогли построить по первоначальному проекту. Там был тот самый плывун, который было совершенно непонятно, как проходить.

С точки зрения инженерного качества девизом метростроителей была фраза Кагановича: «Сделать так, чтобы не капало». Для строительства применяли замораживание, и первоначально «Лубянку» прошли без центрального зала. По этой причине станция была построена гораздо позже. Что важно отметить, первая очередь была не от «Сокольников» до «Парка культуры», существовала еще и вилка на «Смоленскую». Часть поездов шла до «Парка культуры», часть – на «Смоленскую». В 1938 году была построена «Киевская» с первым на тот момент московским метромостом.

"Станции-призраки"

«Станций-призраков» в последние годы стало гораздо меньше. Бывшая «Волоколамская», долгие годы остававшаяся закрытой, превратилась в «Спартак». По сути, остались только две таких станции, и обе имеют своих действующих двойников – это «Калужская» (электродепо «Калужское») и «Первомайская» (электродепо «Измайлово»).

Последняя – это вообще нечто. 50-е годы с этой лепниной, позолотой, которая осталась до сих пор. А если зайти в депо «Измайлово» с дальней от путей стороны, можно увидеть огромные арки, которые раньше были выходами из метро. Когда-нибудь, будем надеяться, на бывшей «Первомайской» откроется музей.

Второй этап. Конструктивисты

Вторая очередь – это 1938 год. Опять же, была продолжена идея «дворцов для пролетариата». В этот момент открылась «Киевская» и появилась зеленая ветка от «Сокола» до «Театральной». Произошло разделение вилки на «Смоленской» на две самостоятельные линии. С «Киевской» Филевской линии можно было доехать до «Курской» Арбатско-Покровской – раньше это были части одной ветки. Даже сейчас филевские составы каждый день проезжают по этому закрытому для пассажирских поездов участку, чтобы попасть на синюю линию.

Для строительства второй очереди тоже проводились масштабные архитектурные конкурсы и были привлечены лучшие архитекторы.

Есть две станции, на которые необходимо обратить внимание: «Смоленская» в итоге была построена в сталинском помпезном стиле, а «Красносельскую» выполнили в конструктивизме. У последней было невероятное решение вестибюля – его сделали в форме буквы «М». И эта же буква вдобавок украшала входную группу. Архитекторами станции были авангардисты Борис Виленский и Георгий Крутиков.

Читайте также:  Салоны красоты на 160 Улице Дыбенко

Там и форма колонн максимально приближена к кругу, и светильники на потолке в круглых кессонах. Наиболее конструктивистское решение – освещение входной группы – там не сохранилось. Лампы были спрятаны за выступом потолка и застеклены. Это прямая отсылка к конструктивистским зданиям, ленточному остеклению фасадов: Наркомфину, Наркомзему, общежитию на улице Орджоникидзе.

Кстати, иногда партийные лидеры пытались вмешиваться в проектирование станций. Пример тому – «Кропоткинская» Алексея Душкина. Архитектор хотел создать некое древнеегипетское храмовое пространство. А у властей было большое желание сделать освещение не из колонн, а просто развесить светящиеся шары, как на «Библиотеке имени Ленина». Уже даже была готова директива, что надо сделать так, а не иначе.

Комиссия пришла – все светится. В итоге им понравилось, и они решили оставить так.

Второй такой же случай – это «Площадь Революции». Там вместо знаменитых фигур должны были быть барельефы на тему революции. Тем не менее был объявлен конкурс, среди московских архитекторов и скульпторов никто не показался достойным, поэтому был привлечен ленинградский скульптор Матвей Манизер, который и сделал эти фигуры. Станция получилась достаточно темной, монументальной, в чем-то тяжеловатой.

Получается, тот принцип, чтобы человек не чувствовал себя под землей, там как раз не был выдержан. Недоброжелатели уже готовы были начать травлю. Дело решил Сталин, который пришел осматривать станцию перед открытием. Его поразили скульптуры, он сказал: «Ну надо же, как живые». Вот эта самая фраза и спасла архитектора.

Прототипы скульптур на "Площади Революции"

Сейчас мы знаем о семерых фигурах, имеющих реальных прототипов. Упомянем двух из них. Первый человек, который нам известен, это матрос. Речь про того, который сидит с флажками на коленях. Его зовут Олимпий Иванович Рудаков, судьба его весьма любопытна. До войны он служил на Северном флоте, дослужился до звания командира эсминца «Сокрушительный». В ноябре 1941-го эсминец потерпел аварию – причем не по причине боевых действий, а, что называется, по техническим причинам.

Виновато, естественно, руководство, в том числе Рудаков. Он попал в штрафной батальон. Там несколько раз был ранен, таким образом вина за эту аварию с него была снята. Затем вернулся на Северный флот и дважды участвовал в походах в Англию: в 1937-м, когда состоялась коронация Георга VI, в 1953-м – во время коронации Елизаветы II. Оба раза он представлял Советский Союз, второй раз – уже на крейсере «Свердловск». Там тоже было множество интересных вещей. Например, советский корабль попал в шторм, застрял чуть ли не на сутки и рисковал вообще не попасть на церемонию.

А после войны СССР – одна из мировых держав. Непонятно, то ли откладывать церемонию, то ли начинать без них. Выручил Рудаков – он вошел на лондонский рейд, на швартовку ему было отведено 1 час 20 минут. При этом другие корабли швартовались от двух до трех часов, потому что рейд забит другими кораблями. Он отказался от лоцмана и пришвартовался за 12 минут, сорвав бурю аплодисментов. Церемония была спасена.

Чемпион СССР по прыжкам в высоту, легкой атлетике, который гремел во второй половине 30-х годов.

Перед войной он закончил курсы красных офицеров, участвовал в боях за Синявинские высоты под Ленинградом, чтобы не дать замкнуть кольцо блокады. Там же и погиб. Уже в наше время, где-то в 2000-е годы, был найден поисковиками и опознан. Получается, что на «Площади Революции» установлена не некая абстрактная статуя, а своего рода памятник погибшему герою времен войны.

Не отступать и не сдаваться

Война. Строительство метро продолжалось. Перерыв случился лишь осенью 1941 года, когда немцы оказались совсем близко. Единственный день, когда метро не работало, – это 16 октября 1941 года. Тогда была реальная угроза прорыва немецких войск в Москве, подготовка к эвакуации, уничтожению всех стратегически важных объектов, в том числе метро.

На следующий день запустили красную ветку, на зеленой успели снять часть оборудования, поэтому там была небольшая задержка. Известный факт, что метро использовалось как бомбоубежище. Есть фотографии, в основном «Маяковской». На «Курской» в режиме бомбоубежища работала библиотека. «Кировская» (нынешние «Чистые пруды») использовалась как штаб Московского военного округа.

С момента, когда немцы были отогнаны от Москвы, продолжилось строительство, стали открываться новые станции: «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» (нынешняя «Автозаводская»). «Павелецкая» тогда выглядела совсем иначе – была похожа на «Лубянку» и не имела центрального зала.

Но проблема была не в грунте, а в том, что металлоконструкции для станции остались в оккупации в Харькове и не могли быть использованы для нее. Поэтому тоннели построили, а станцию делали уже после войны. Кстати, именно большое количество отделки для «Павелецкой» было использовано для «Новокузнецкой», в частности мозаика на потолке.

Мозаика – это тоже памятник войне. Она делалась в блокадном Ленинграде под руководством Владимира Фролова, который почти сразу же после этого умер. Мозаику везли в Москву по Дороге жизни – под бомбежками, под обстрелами. Как говорят, мозаик было больше: часть осталась в Ленинграде, а те семь, что есть, – только половина. После войны их так и не нашли, так что непонятно, были ли они.

Послевоенное метро

Если довоенной темой были люди и праздник жизни, то послевоенное метро – совсем другая тема. Это и триумф Победы, и движение к новому миру – это Кольцевая линия метро: и «Комсомольская» – грандиозное творение Щусева, – и «Таганская», и «Октябрьская» кольцевая.

К сожалению, бездумная замена эскалатора на «Октябрьской» уничтожила архитектурный замысел.

У нас то же самое, только немного поменьше. Над входом, который позднее встроен в здание гостиницы, стоят на облаках два солдата, трубят в горны. Понятно, что в христианской традиции это были бы ангелы. Это символ Победы.

Если посмотреть на старые фотографии, на входе в сам вестибюль после прохода триумфальной арки шли светильники в виде факелов, которые ныряли в эскалаторный наклон. С этим факельными шествием мы попадали под землю, в некое храмовое пространство. Трехнефная базилика читается там совершенно однозначно. По краям пилонов – портреты людей в военной форме, но без надписей. Это можно интерпретировать как гробницу неизвестных героев.

И в конце – ярко освещенный кусочек с голубым небом, который символизирует некое светлое будущее. Получается, что вся идея станции читается на одном дыхании: отпраздновав победу, вспомнив погибших, мы движемся к светлому будущему.

Кривые "Красные Ворота"

Главный вестибюль «Красных Ворот» был построен позже, чем основная станция. К тому моменту уже было понятно, что напротив будет эта высотка по проекту архитектора Душкина. А там опять же плывун, сложный грунт, который надо замораживать. Очень сложная инженерная задача. На время строительства вестибюля и высотки грунт бы заморозили, но что дальше? Грунт же должен оттаять. А это какие подвижки, соответственно, высотка будет стоять криво. Что делать?

Задача была решена гениальным путем: высотку заранее построили под наклоном. Рассчитали, куда и как потом просядет грунт, как изменится угол при оттаивании. Высотку построили с таким расчетом, чтобы при оттаивании грунта она сместилась и встала в правильное положение. Практически получилось – отклонение оказалось буквально на несколько сантиметров от проектного положения. Гениальнейшая вещь, не имеющая аналогов.

В таком же ключе строилась и четвертая очередь метро – все, что заканчивалось на Кольцевой линии. Потом началась борьба с излишествами, появилось типовое проектирование. В 60-70-е годы была построена наземная Филевская линия и так называемые сороконожки: «Войковская», «Водный стадион», «Академическая», «Царицыно» и так далее. Тем не менее среди них тоже были достаточно интересные проекты. А про наше время мы уже знаем – все строится на наших глазах.

Источник