«То, что мы делаем — это общественный контроль»: диггеры о том, зачем залезают в метро

В феврале на YouTube-канале Urban Dreams диггеры выложили ролик о том, как они проникают в тоннель петербургского метрополитена. Они обнаружили, что в тоннель метро можно попасть прямо из вагона остановившегося поезда. Для этого диггеры используют остановки состава на станции закрытого типа. Такая возможность появляется благодаря конструктивному недостатку этих станций — отсутствию «устройств контроля проникновения в тоннель» или УКПТ. По мнению авторов ролика, отсутствие УПКТ — серьёзная проблема для безопасности питерской подземки, на что они и попытались обратить внимание руководства метрополитена. Корреспондент «Диалога» пообщался с одним из диггеров и представителем метро, чтобы выяснить, как и зачем экстремалы нелегально исследуют подземку, и какие ещё недостатки системы безопасности можно там найти.

фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу

Посвящение в диггеры

О своей подземной карьере корреспонденту «Диалога» рассказал автор видео, диггер и блогер Дмитрий Иванов. По его словам, он начал заниматься диггерством с конца 2014 года под влиянием книги «Метро: 2033»(постапокалиптический роман российского писателя-фантаста Дмитрия Глуховского — ИА «Диалог»).

«Прочитав её, захотелось стать героем романа Артёмом, который ходит по пустынным перегонам метрополитена. Начал я с того, что попытался проникнуть на объекты «Метростроя». У меня не очень получалось: я не знал, как это делать, как попасть. Никто из более опытных диггеров меня водить не хотел, но поскольку у меня была группа «ВКонтакте», затрагивающая темы руфа и дига, я нашёл там единомышленников, которые мне объяснили некоторую теорию, и, вооружившись знаниями, в первый раз с товарищем, который тоже до этого никогда не был в метро, отправился на станцию «Спортивная», — рассказывает Дмитрий.

«Тогда там строили второй выход, стоял синий заборчик. Мы купили в магазине спецодежду — оранжевые жилетки, пришли на станцию перед закрытием. Там на одной из сторон есть пути, а на другой нет. Мы туда спрыгнули и перелезли заборчик, который отделял стройплощадку второго выхода. К нашему удивлению, когда мы туда залезли, то увидели, что второй выход на траволаторный тоннель ещё не построен. Зато там стояли две камеры, и мы поняли, что за нами придут. Мы проникли в систему вентиляционных ходов, которая находится за станцией. Там мы спрятались. Нас кто-то пытался искать, но не нашли. В итоге в 1:30, когда снимается напряжение на контактном рельсе и включается свет, чтобы рабочие могли пройти, мы спустились обратно, вышли на станцию, просто пошли по путям в тоннель. Устройство контроля проникновения в тоннель было отключено, поскольку там ходили рабочие. На наше счастье, никто нас не заметил. Мы дошли до станции «Чкаловская», потом вернулись до «Спортивной» и вышли», — делится воспоминаниями диггер.

Сейчас, как рассказывает Дмитрий, в Петербурге мало диггеров, и в целом по России их стало меньше после того, как повысили штрафы в 2016 году. Сегодня есть второе поколение диггеров, но дальше «Метростроя», по словам Дмитрия, они «носа не суют», в метрополитен спускаться боятся, поскольку некому объяснить и показать, как это делать. Настоящих диггеров в Петербурге, по оценке Дмитрия, осталось не больше десяти.

Об устройстве и терминологии метрополитена Дмитрий, по его словам, знает, благодаря общению с другими диггерами и чтению соответствующей литературы. «Никогда не работал в метро и не работаю. Добываю информацию из открытых источников. Сейчас нет никакой подготовки к вылазкам. Подготовка была в первые разы, когда мы ничего не знали и не понимали, а когда уже всё знаешь, чего готовиться? Взял да пошёл. Всё известно и понятно. По сути, даже если объект новый, принципы там действуют те же», — говорит он и добавляет, что предпочитает совершать вылазки с «проверенными людьми».

«С другими компаниями не кооперируемся. У меня есть своя, свои проверенные люди. Иногда бывает желание сводить кого-то. В основном я вожу девочек. Интереса и драйва в последнее время всё меньше, теперь, когда уже всё облазил. Разве что, если иду на какой-то новый объект», — заключает диггер.

Недоработки в безопасности

Устройство контроля проникновения в тоннель, по словам блогера, не установлены на станциях закрытого типа. В основном это станции «зелёной» ветки, где пассажиров от поезда отделяют двери. Установка УКПТ советскими инженерами не была предусмотрена, так как они не рассчитывали, что в будущем кто-то будет заниматься диггерством и из интереса проникать в тоннели. Поэтому, как показано в ролике, есть возможность попасть туда, просто выпрыгнув из задней двери вагона во время остановки.

«Да, мне известно об этой проблеме», — рассказал «Диалогу» Дмитрий Курдесов, руководитель общественного движения «За безопасность». — «Мы обратили на это внимание. Сейчас проводятся расследования, идёт проверка. Устанавливаются технические средства», — заключил Курдесов, добавив, что о деталях этих мероприятий ничего не знает.

Сами диггеры говорят, что своими видео хотят обратить внимание руководства метро на недостаки в системе безопасности. «Есть цель указать работникам метро на их недостатки. Особенно, если речь идёт о безопасности пассажиров. Сейчас очень много средств на это всё тратится. Мотивируя расходами на безопасность, повышают цены на проезд, ставится куча металлодетекторов и рентгеновских сканеров, но теракты продолжают совершаться», — посетовал Дмитрий.

Он также поделился ещё одной недоработкой, которой может воспользоваться злоумышленник: если человек заходит на станцию с рюкзаком или большой сумкой и направляется напрямую к эскалатору, работники метро просят пройти его к сканеру, чтобы просветить ручную кладь на наличие опасных предметов. Если такой же пассажир с такой же сумкой сначала устремится к кассам, находящимся за спиной охранников, а только потом к турникетам, то его вещи просматривать не будут.

«Я считаю, что ролики, которые мы делаем, будут бить метрополитену по носу, и они из-за резонанса в СМИ будут исправляться», — заключил блогер.

В пресс-службе метрополитена, в свою очередь, заявили, что все УКПТ работают и никаких проблем с безопасностью нет. «Те, кто совершают проникновения, зарабатывают себе очки привлечением внимания через соцсети, рискуя своей жизнью», — заявила пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель.

«У нас в метро всё исправно, и всё работает в соответствии с нормативами. Там где они должны стоять, там они и стоят. Сигнализация в кабине есть», — добавила она, посоветовав для получения более подробной информации отправить официальный запрос. «Диалог» направил запрос, но на момент публикации материала в метрополитене на него не ответили.

О законах и работе полиции

За незаконное проникновение в метро предусмотрены довольно большие штрафы. В частности, согласно пункту 2 статьи 20.17 КоАП РФ «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта», — штраф составляет от 75 до 200 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток. Однако диггерам удаётся их обходить.

«Бывало, что задерживали и в метро, и на объектах «Метростроя». Если мы говорим о метрополитене, то раньше штрафы были 500-700 рублей, было не сложно их оплатить и идти гулять дальше. Сейчас штрафы повысили: теперь это от 75 до 200 тысяч рублей или административный арест. Поэтому в метро сейчас всё очень сложно, стараемся лишний раз не рисковать. По «Метрострою» тоже подняли штраф — от 3 до 5 тысяч рублей. Но дела по пункту 1 статьи 20.17 рассматривает не суд, а полиция. Полиция не очень хорошо знает законы, допускает множество процессуальных нарушений, в отличие от суда. Их решения в 99% случаев удаётся обжаловать в суде, поэтому мы штрафы не платим». В частности, сотрудники полиции могут допустить ошибки при составлении протокола об административном правонарушении и его рассмотрении. В постановлении о рассмотрении правонарушения, полицейские должны написать мотивировочную часть, согласно пункту 6 части 1 статьи 29.10 КоАП. Если они этого не делают, то возникает возможность обжаловать штраф.

В пресс-службе метрополитена «Диалогу» сказали, что отчётности и статистики по тому, как часто диггеры проникают на объекты, и как часто их ловят, у них нет. Там добавили, что любой человек может прийти на экскурсию в метро. «У нас есть профориентация, где можно познакомиться, сходить на площадку в депо, узнать о профессиях, составах. ведут профессионалы, машинисты-инструкторы. Есть наш Музей замечательный. На сайте есть все координаты и телефоны. Однако в тоннель попасть нельзя», — сказали в метрополитене.

Читайте также:  Станция метро саларьево работает завтра

После того, как ролик появился в сети, в ответ на это в паблике «Метростроя» «ВКонтакте» (неизвестно, является ли он официальным) появился пост: «Спасибо за внимание к нашим объектам. Вы помогаете нам в нашей работе по информационному освещению строительства метро )) Но: любая работа должна быть прежде всего безопасна для вас самих. Мы это знаем не понаслышке. Поэтому в будущем не поленитесь, напишите нам. И мы с удовольствием обеспечим безопасность ваших посещений!».

Блогер пытался попасть на подобную экскурсию, дозваниваясь до пресс-секретаря «Метростроя», но её сотрудники ответили, что сейчас она в отпуске, и пока попасть на подобное мероприятие возможности нет. «Диалогу» также не удалось получить комментарии «Метростроя», телефон пресс-службы компании не отвечал.

Источник

Санкт-Петербург 2033

Книга Метро 2033 была издана в 2005 году, но бестселлером стала только после переиздания 2010-го года. Через несколько лет в свет вышла вторая книга серии, после чего Дмитрий Глуховский создал «вселенную метро 2033». По задумке, разные авторы писали в нее свои книги, повествующие о различных городах и людях пост ядерного мира. Про Санкт-Петербург было написано 7 книг от трех авторов: Шимун Врочек, Андрей Дьяконов и Дмитрий Ермаков. Я решил собрать все, что стало известно про питерское метро из вселенной.

Петербургский метрополитен был построен в 1955 году и стал одним из самых глубоких в мире. После ядерной войны, которая случилась 6 июля 2013 года он стал прибежищем для более чем 50.000 человек.

После того как гермоворота закрылись, в метро началась паника. Голод и стресс вызвали волну самоубийств. Однако, чтобы предотвратить вымирания людей, власть в метро взял Саддам Великий. До войны он служил в ОМОНе, но всегда хотел стать кем-то большим, что у него впоследствии и получилось. Из-за того, что Саддам стал, по сути, диктатором и управлял сообществом жителей метро не самим мягким способом, после его смерти его прозвали «Кровавым». Однако именно благодаря ему метро не вымерло и получило второй шанс.

Империя Веган

Теперь пришло время рассказать о множестве организаций, образовавшихся после смерти Саддама Кровавого. Первое появившиеся государство — это Империя Веган. Веган окончательно сформировался в 2024 году после захвата станции «Площадь Александра Невского». Государство заняло почти всю Невско-Василеостровской линию, а в 2033 империя начала экспансию на остальное метро.

В Империи Веган монархический строй. На вершине лестницы стоит император, на ступень ниже располагается аристократия – генно-модифицированные люди, приближенные к императору. Ниже находятся обычные жители, а на последней ступени рабы. Рабство в Вегане цветет и пахнет, причем в прямом смысле. Рабов применяют не только как рабочую силу, на них выращивают растения, а из их тел делают грядки. Рабов часто используют для бесчеловечных опытов по вживлению в них растений. Например, их используют для работ на поверхности, делая их невосприимчивыми для радиации, однако такие люди теряют возможность жить в метро, потому что начинают зависеть от радиации.

Армия Вегана укомплектована лучшими в метро образцами оружия и технологий. Она, как Монолит из «Сталкера», имеет лучшие технологии, но никто не знает откуда.

Приморский Альянс

Приморский Альянс появился в 2027 году и был инициативой генерала Мемова, который захотел повторить успех своего наставника Саддама Великого. Как можно догадается по названию, история Альянса началась со станции Приморской, которая поддержала идею генерала. Затем к Альянсу присоединились Адмиралтейская, потом Гостиный двор, и, наконец, Василеостровская. Площадь Восстания, Московская и Бордюрщики отказались примыкать. До 2032 года в Альянс входила вторая Приморская, однако из за прорыва мутантов из финского залива ее пришлось оставить.

В Альянсе кастово-феодальный строй. Все жители, начиная с совершеннолетия, наследуют профессию своего родителя: фермер, диггер или охранник. Главой вплоть до своей смерти в 2033 году был Мемов. Каждая станция Альянса должна была предоставлять что-то в общий фонд. Например, Василеостровская поставляла свинину и другое мясо.

Приморский Альянс располагает большим количеством живой силы, превосходя своего главного противника — Империю Веган, но уступая им по довоенным технологиям. Приморская армия имеет лучшие в метро диггерские команды, большие довоенные склады с оружием и едой.

Бордюрщики

Бордюрщики — это жители Москвы и городов с юго-востока России, который оказались в Питере, когда завыли серены. Когда зазвучала ядерная тревога, приезжих погнал под землю майор полиции татарин Ахметзянов, впоследствии провозгласивший себя царем Ахметом. Москвичи были уверены, что их родные смогли спастись из столицы и по тайным туннелям перебраться в фигурировавший в «Метро Исход» бункер под горой Яманатау.

Царь Ахмет установил конституционную монархию и казнил всех, кто был с ним не согласен. После его смерти власть перешла к его сыну Ахмету Второму.

Торговый город

Торговый город это сообщество занимающее узел Сенная – Садовая. Он населен торговцами и их семьями. Город, как и многое в метро, появился после смерти Саддама и является капиталистической организацией.

Как следует из названия, он является крупнейшим торговым центром в Питере.На станциях узла находится большое количество общественных заведений — гостиницы, рестораны, бордели и казино. Город ведёт торговлю со всем обитаемым метрополитеном, включая Веган.

Торговый город сохраняет нейтралитет в войнах, однако, несмотря на это, город имеет третью по величине армию и контрразведку «СМЕРШ», которую боятся все визитеры. На Торговый Город работают многие диггеры и наемники.

Техноложка

Интеллектуальный центр метро – город ученных, которые успели спуститься в метро из института. Техноложка, как и Торговый Город, поддерживает нейтралитет в войнах и продает технологии всему Питеру, а также там занимаются ремонтом довоенной техники. Своей задачей учёные ставят поддержание в метро приемлемого интеллектуального уровня, деградировавшего в годы после Катастрофы.

Умы Техноложки решают «технические вопросы» Метро. В кустарных условиях создаются батарейки и источники питания.«Мазуты» (наёмные рабочие Технологического института) за плату приводят в порядок дренажные станции, освещение и вентиляцию.

Техноложка управляется Советом, в который входят лучшие ученые института. Советом руководит ректор, выборы которого проводятся ежегодно.

Звездная коммуна

Социалистическая коммуна, обосновавшаяся на Звездной спустя некоторое время после ядерной войны. На станции сформировалось сообщество, состоящее из идейных коммунистов. Спустя несколько лет у главы станции Директора появилась идея о цели для народа. Он придумал для них миссию. По его словам, он хотел, чтобы жители имели хоть что-то ещё, кроме желания выжить. Под этой «целью» подразумевалось рытьё туннеля, ведущего в столицу. Несогласных с идеей назвали «трудновоспитуемыми» и отправили на раскопки.

Коммунисты вели идейную борьбу с Торговым городом и отказывались сотрудничать с Приморцами.

Итак, я рассказал о главных государствах пост ядерного Питера, и теперь пришло время поведать о малых организациях, которые составляют основной костяк метро. Без некоторых из них даже большие государства не могли бы существовать.

Мортусы

Мортусы – это могильщики метро. Они обосновались на Международной и Бухарестской в 2015 году. В переходе между станциями они отстроили крематорий. Начало их работы приурочено к смерти Саддама Великого в 2015 году, когда из-за беспорядков населения уменьшилось в несколько раз. Они собирают трупы по всему метро и на дрезинах перевозят их в крематории. Мортусам разрешено проходить на все жилые станции метро, кроме Вегана, который, как я и сказал, нашел трупам применение. Причинение мортусу вреда карается публичной казнью. Во время войны Веган напал на незащищенные станции могильщиков, и, несмотря на то, что мортусы держались несколько дней, империя захватила крематорий, а затем и всю линию.

Военные врачи

Медики, обосновавшиеся на Площади Ленина, – учителя и учащиеся Военно-Морской академии, успевшие спуститься в метро. Впоследствии они отправляли сталкеров на склады института за медикаментами и техникой.

В 2033 году Веган напал на Площадь Ленина. Только благодаря своевременной помощи от Приморского Альянса станцию смогли отстоять ценой немалых жертв.

Читайте также:  Арт театр на Ленинском проспекте труппа спектакли отзывы

Электросила

Жители Электросилы занимаются производством оружия и патронов. Работники заводов, укрывшиеся в бункере, решили продолжить работу, несмотря на конец света. Это позволило им уже через несколько лет запустить промышленное производство патронов и торговать с другими станциями. Еще спустя некоторое время Электросила начала производить генераторы и другие электроприборы.

Моряки

Моряки с плавающей буровой станции, которая принадлежала острову Мощный. Мощный отправлял ее с экипажем на поиски выживших по всей Европе. Таким образом, на острове обосновалось около нескольких миллионов человек. В 2033 году по острову был нанесен ядерный удар. Моряки, видевшие с моря как гибнет их дом, поклялись отомстить. Они решили что удар был произведен из Санкт Петербурга.

Прибыв в Питер они поселились на Чкаловской и выдвинули остальному метро ультиматум: если им не выдадут преступников, моряки пригрозили пустить газ на станции. В конце концов террориста нашли, но моряки остались в метро и стали полноценными его жителями.

Также существует множество бандитских группировок.

Летуны

Бандиты, разместившиеся на Нарвской. Свое название они получили из-за главаря по прозвищу Летчик. Через несколько лет Летуны начали войну с соседней станцией, на которой пустила корни Кировская бригада. В результате этой борьбы жители Нарвской проиграли, а их Летчик бежал и попал на Звездную, где его отправили на каторгу. Позже он смог договорится с Директором, возвратиться на Нарвскую и вернуть себе власть. После смерти главаря Летуны распались, и об их дальнейшей судьбе ничего не известно.

Кировская бригада

Подавляющее большинство бригады, занявшей станцию Кировский завод, состояло из воров, зэков и крайне антисоциальных элементов. Власть была в руках у авторитета, числившегося до войны известным вором в законе. Пахана кировской бригады допускают до участия в политической жизни Большого метро, но к его мнению мало кто прислушивается. После распада Летунов бригада захватила Нарвскую без боя и занялась продажей наркотиков.

Теперь пришло время поговорить о культах и маленьких объединений.

Культ слепых

Это маленький культ численностью около ста человек, обосновавшийся на Проспекте Просвещения. Слепые перемещаются по метро с поводырем во главе, который также слеп, но лучше ориентируется в пространстве. Оккультисты ненавидят зрячих и периодически приносят их в жертву некому Зверю, ослепляя, а затем убивая. Слепые заключили контракт со станцией Горьковская, которая позволяет красть чужаков и рабов.

Ангелы

В 2015 году Саддам Кровавый озаботился проблемой перенаселения. Собрав всех мальчиков со станции Елизаровская, он велел отвести их в тупиковый тоннель и кастрировать. Из-за неосторожности несколько детей умерли.

Именно это привело к смерти Саддама. Люди, узнав о том, что сделал правитель, подняли бунт, в ходе которого родители просто разорвали спасителя метро на части.

Впоследствии детей начали обучать пению. Из-за гормонального сбоя у мальчиков был высокий и чистый голос, что позволило им петь арии. Потом их отправили на Пионерскую, где кастраты построили оперу.

Буддисты

После ядерной катастрофы вера буддистов слегка изменилась, теперь они едят мясо и стреляют в тех, кто им опасен. Тем не менее, они все еще чтят заветы Будды.

Азерки

Большое объединение Мусульман численностью больше 500 человек, проживающее на станции Озерки.Большинство из них — выходцы из Азербайджана, отчего за общиной закрепилось название «Азерки».

Жители Озерков мирно относятся к жителям других станций, несмотря на слухи, ходящие по пост ядерному Питеру. Во время войны с Веганом часть людей зашла в тыл врага и, по возможности, атаковала его оттуда.

Азерки торгуют мясом баранов, которых они сами выращивают, и зелёным чаем.

Разумеется, это далеко не все объединения питерского метро, я много чего не упомянул: Дендрофилов, поклоняющихся кактусу-мутанту, Меломанов (стариков в наушниках с Сенной площади), и Подземный Исаакиевский собор. В общем, Питер живет и дышит даже после Мировой Ядерной Войны. Также как и Москва, Париж, Лондон и еще десятки городов, переживших 6 июля 2013 года.

Источник



Метро 2033 Диггеры подземки 2 глава

Сергей Тульской Одых Макса прервал вой сирен что означала что на станцию напали.Выбежав из палатки с автоматом в руках Макс поспешил в туннель.На десятом кордоне сразу было видно что была бойня.На кордон напали креветки ,валялось четверо раненых .На одного раненого упала креветка ,у его была отсечена нога.Макс убрал креветку с бедолаги.Это был его отец.
-Нет,нет.
Пришли медики.Они понесли раненых на носилках в лазарет.Макс пошол за ими.Придя в лазарет Макс сидел на стуле и стал ждать ответа врача.Врач подошол к Максу и начел говорить:
-Максим твой отец в тяжолом состояние ,но жить будет ,но полноцено ходить не сможет.
-Ну и что нужно достать? спросил он.
-Нужна коляска её можно достать в больнице которая находится на поверхности у станции (Спортивной) и есть ещё один ньюанс .
— Какой?
-Приходил разведчик сказал что в депо этих креветок. ну вобшем нужно взорвать депо,я не знаю где достать тротил но мой друг в прошлом полковник он знает и ещё он живёт на (Московской).
***
Станция готовилась ко сну.Макс пошол к гостевой палатке где жили карованшики чтобы завербоватся.Придя к палатке он загленул в её и спросил:
-Кто главный?
-Я,показался бородатый мужчина лет сорока одетый в синию фуфайку и ватные штаны
.
-Я хотел бы завербоватся охранком.
-Хорошо завтра в девять отходим,до завтра.
— До свидания.
***
-Макс вставай уже девять,Макс !
расталкивал его карованшик.
-А , что?сказал Макс
-Дою пять минут на сборы.
Макс поднялся одел зелёную ветровку и зелёные штаны ,кепку,зелёные боксеры,одел на плечи рюкзак,взял автомат и побежал к платформе.Все его ждали.Все сели на дрезину и поехали.Проежая мимо десятого кордона Макс не заметил ни одного признака что вчера была бойня.
В туннеле было тихо даже крыс не было и тут они проежали мимо технического помешения послышолось рычание.Это упыри.
-Нуко подножали ребята!
Дрезина ехала всё быстрее.Они были практический на станции они проехали первый кордон и остановились.В дело пошли огнемёты.

Источник

Из секретного города под Москвой 24-летний диггер Артем шлет привет Путину: «Спасибо за безумно хорошие приключения» (Yle, Финляндия)

Под Москвой есть целый подземный мир. Часть объектов была в свое время построена в рамках подготовки к масштабной ядерной войне, есть там и секретные линии метро. Молодые люди, называющие себя диггерами и любящие риск, уходят под землю, не считаясь с российскими органами безопасности, которые строго наказывают за такие походы. Рассказ «Юле» ‒ о московских искателях подземных приключений.

Москва ‒ Молодой мужчина, одетый в синий комбинезон, оглядывается по сторонам. Он уверенным движением поднимает металлическую решетку и ставит вниз шаткую стремянку, ведущую прямо к недрам земли.

Через мгновение мимо проезжает полиция, но они, похоже, не обращают внимания на открытый колодец.

Под Москвой открывается целый подземный мир.

Часть объектов была в свое время построена в рамках подготовки к масштабной ядерной войне. Подземные командные центры и убежища для государственных лиц, занимающих ключевые позиции, по-прежнему остаются объектами повышенной секретности.

Под землей проходят тысячи километров разных сетей, туннелей и пещер.

В подземных реках и канализации течет вода. Разные коммуникации обеспечивают миллионы москвичей самым необходимым: электричеством, водой и отоплением.

В один из таких темных и затхлых туннелей можно попасть через парковку жилого дома в Кунцевском районе.

24-летний Артем погружается глубже в недра Москвы, освещая себе путь налобным фонарем. Он диггер, искатель приключений в городе, изучающий подземные туннели.

Артем закрывает половину лица банданой цвета хаки. Молодой человек из Московской области не хочет называть своего настоящего имени.

В последние годы отношение к диггерам заметно ужесточилось. В России насчитываются тысячи людей, увлекающиеся «подземными приключениями».

Несмотря на усилившийся контроль, Артем, курящий сигареты и пьющий энергетик, раз за разом возвращается под землю. Он жалеет, что больше нельзя захватить с собой алкогольные энергетические напитки. Сейчас их продажа в России запрещена.

«Мы впервые спустились под землю в 16-17 лет. Мы отправились ночью с инструментами и забрались в заброшенный бункер. В качестве трофея мы взяли противогазы, испачканные глиной», ‒ говорит Артем, приправляя свою речь матерными словами.

Читайте также:  Маршруты до Кавказский Бульвар в Царицыно на общественном транспорте

Однажды его поймали.

Позже Артем побывал в тоннелях метро и подземных реках. Через подземные маршруты он попадал в работающие заводы и склады.

О более опасных объектах Артем в виду собственной безопасности не хочет рассказывать подробно. Он говорит, что больше всего боится за то, что его с приятелями могут задержать за вторжение в помещения научного института.

Для храбрости команда диггеров сначала выпила алкоголя. Затем они посреди ночи попали через подземные туннели в здание, в котором находились оснащенные техникой лаборатории.

Артем подчеркивает, что целью был не грабеж или поломка техники в лаборатории, хотя группа и оставила после себя несколько взломанных замков.

Вторгаться заставляет стремление к риску. Обычно для воспоминаний достаточно фотографий.

«Самый важный трофей ‒ испытанные во время приключения чувства и оставшиеся воспоминания», ‒ говорит Артем.

О сверхсекретных объектах, построенных под Москвой, ходит много страшных легенд.

Самая популярная легенда рассказывает о секретных линиях метро, построенных для нужд советского руководства. В народе их называют «Метро-2», но диггеры используют официальное сокращение «Д-6».

Информация о сверхсекретном московском метро впервые появилась в прессе, когда Министерство обороны США впервые упомянуло его в своем докладе в 1991 году.

По информации США, советское руководство построило глубоко под землей в Москве и за ее пределами командные центры для использования в военное время, а также другие убежища, в которых могли разместиться десятки тысяч человек.

Согласно докладу, эти подземные бункеры и другие ключевые объекты объединяют специальные линии метро. По ним можно быстро и безопасно эвакуировать руководство страны.

В 1992 году о секретных линиях метро вышел роман режиссера и писателя Владимира Гоникина «Преисподняя». По словам писателя, подземные помещения, описанные в произведении, действительно существуют и он сам их изучал.

Позже «Метро-2» стало частью популярной культуры в том числе благодаря произведению российского писателя-фантаста Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и видеоиграм по произведению.

Российские власти не отрицают и не подтверждают существование секретных линий метро.

Диггеры уверены, что «Метро-2» и многие связанные с ним секретные объекты действительно существуют.

Например, 52-летний Вадим Михайлов, один из первых участников движения диггеров, говорит, что еще раз столкнулся с «Метро-2» всего за неделю до интервью.

«Это действительно мистический объект, но большая часть сооружений сейчас не используется. Некоторые участки планируют превратить в музей, но, к сожалению, в связи с усилением глобальной конфронтации, занавес открытости опять опускается», ‒ говорит Михайлов.

Вадим Михайлов, изучающий недра Москвы уже многие десятилетия, называет себя «отцом диггерства». Михайлов говорит, что именно он начал использовать заимствование из английского языка для обозначения искателей приключений под землей.

В среде диггеров Вадима Михайлова именуют просто Вадмихом. Он возглавляет группу «ДиггерСпас».

Михайлов, ветеран-диггер, который ходит по городу в полной защитной экипировке, ‒ самый известный представитель этой субкультуры. Диггеры расходятся во мнении о его выходках, попадающих в прессу.

Уже в 1990-е годы Михайлов провел тогдашних ведущих российских политиков под землю. В компании с Михайловым подземный мир Москвы отправились изучать мэр города Юрий Лужков и премьер-министр Егор Гайдар ‒ в сопровождении группы журналистов.

После распада СССР подземные приключения превратились в отдельную субкультуру, которую активно обсуждали и в российских СМИ.

Сам Михайлов пришел в «подземный мир» по стопам отца, работавшего машинистом метро. Он впервые отправился изучать заброшенные туннели метро в конце 1980-х годов.

«Я понял, что под Москвой находится большой подземный город. Именно такой, о котором мне рассказывал отец. Вместе с другими диггерами мы открыли забытые и заброшенные маршруты. Мне казалось, что перед нами открывается целая планета», ‒ вспоминает Михайлов.

Михайлов сравнивает себя с исследователями пещер и путешественниками-исследователями. Он не одобряет действия тех нынешних диггеров, которые вторгаются в объекты только за адреналином, чтобы выпить с друзьями или создать беспорядок.

Он говорит и о гидах, которые водят туристов за деньги в подземные объекты. В интернете можно найти много российских страниц, на которых рекламируют маршруты, к примеру, по подземным рекам Москвы.

По мнению Михайлова, походы по подземным помещениям с людьми, говорящими только на родном языке, являются безответственным и опасным делом.

Михайлов мечтает о создании вместе с чиновниками большого молодежного движения диггеров, которое может также стать профилактической работой с молодежью. Он хочет сделать подземные приключения законным и безопасным делом.

«Если мы добьемся финансирования от государства, то сможем принять в наши ряды по крайней мере 1,5 миллиона заинтересованных молодых людей. Так их можно отвлечь от плохого досуга», ‒ описывает Михайлов.

Артем, диггер более молодого поколения, больше не вторгается на объекты особого значения, такие как туннели метро. За этим стоит страх сурового наказания, поскольку у него уже есть два штрафа.

«Штраф ‒ это штраф. Но хуже, когда отводят на встречу с людьми важнее полицейских. Обычно они бьют, а потом пытаются завербовать. А если не бьют, то, по крайней мере, запугивают», ‒ говорит Артем, ссылаясь на представителей государственных органов безопасности.

За подземными объектами следит полиция и частные охранные организации, а также ФСО, служба охраны, отвечающая за безопасность государственных руководителей, и служба безопасности ФСБ.

В конце 2015 года в России вступил в силу закон, на основании которого за вторжение в подземные объекты могут выписать штраф в размере полумиллиона рублей (приблизительно семь тысяч евро) или присудить тюремное заключение сроком в два года. Если происшествие повторяется или в целом является тяжким, максимальный срок лишения свободы увеличивают до четырех лет.

Раньше диггеры отделывались штрафами максимум в 500 рублей (около семи евро).

Еще сильнее диггеров беспокоит статья уголовного права 283.1 о разглашении государственной тайны. В конце 2016 года Верховный суд осудил диггера Геннадия Нефедова на пять лет колонии строгого режима.

Вместе с другими молодыми диггерами Нефедов вторгся во время праздников в подземное помещение, чтобы употребить алкоголь. Считается, что это помещение было частью секретных линий «Метро-2». Позже он опубликовал фотографии объекта в социальной сети.

Артем, занимающийся диггерством уже восемь лет, не считает диггеров единой командой.

«Здесь нет никакого братства. Только разгул и хвастовство, как в песне о диггерах», ‒ говорит Артем.

Но позже он все же рассказывает о разных вечерах, которые проводят вместе любители такого досуга.

В поддержании связи помогает интернет-сообщество Urban3p, в котором диггеры делятся фотографиями и данными об обнаруженных объектах. К важным материалам и инструкциям есть доступ только у зарегистрированных членов.

На странице предупреждают, например, о слишком сильном течении в туннеле канализации и призывают надевать противогазы для защиты от вредных микроорганизмов и от газов, возникающих от распада отходов.

Чем опаснее и сложнее место, тем больше оно интересует диггеров. Чтобы попасть в некоторые объекты, диггеры выкачивают грунтовые воды из подземного помещения, чтобы продвинуться глубже.

Некоторые смелые попытки приводят к повреждениям и даже к смерти.

В 2011 году российские СМИ рассказывали о случае, когда работники московского метрополитена нашли в подземном помещении частично мумифицированное тело мужчины. Считается, что этот молодой мужчина, который, вероятно, являлся диггером, проник в метро по вентиляции, остался в запертом помещении и умер от жажды.

Артему очень льстит внимание других диггеров.

Его девушка Наташа (21 год), в свою очередь, говорит о волнении и чувстве удовольствия, которое возникает перед спуском под землю.

«Обычно эйфория наступает позже, когда все заканчивается удачно. Иногда, когда место особенно классное, кайф получаешь уже на момент выхода из-под земли», ‒ говорит Наташа.

Она тоже не хочет появляться в статье под своим настоящим именем, потому что боится возможных проблем с властью.

В конце Артем хочет передать привет самому президенту Владимиру Путину.

«Спасибо за безумно хорошие приключения в 2019 году! Больше камер, больше штрафов! И, пожалуйста, верните алкогольные энергетики!» ‒ усмехается Артем и показывает футболку, на которой позирует Путин в солнцезащитных очках.

Источник