Как строили метро Санкт-Петербурга и почему оно не протекает

«Впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных», – так петербургские власти ответили купцу, который еще в XIX веке предложил построить пешеходный тоннель под Невой, чтобы связать Адмиралтейство и Васильевский остров. К чести госслужащих, несмотря на отказ, за свою идею мужчина получил 200 золотых рублей из казны.

Первые официальные проекты петербургского метро появились в начале прошлого века, и большинство из них были наземными. Например, схема инженера Петра Балинского предусматривала строительство 6 городских линий, включая две большие кольцевые общей протяженностью в 102 км. Из-за огромной цены в 190 млн рублей Николай II отклонил проект, а потом произошли революции 1905 и 1917 годов и про метро власти забыли.

Подземку начали строить только в 1941 году, но во время войны силы метростроя перебросили на возведение складов и железнодорожных веток в осажденном Ленинграде. Строительство метро возобновилось лишь в 1947 году. Через 8 лет сдали первую очередь подземки от «Площади Восстания» до «Автово», а сейчас в петербургском метрополитене уже 5 линий и 72 станции.

Рассказываем, как строили питерскую подземку и какие тайны она хранит.

Почему метро Санкт-Петербурга самое глубокое в мире

В среднем станции петербургской подземки находятся на уровне в 57 метров под землей, а самая глубокая из них – «Адмиралтейская», 86 метров. Связано это с тем, что город стоит на подвижных водонасыщенных грунтах и долгое время не было технологий, которые позволяли в них строить.

Поэтому станции закладывали на глубине, где лежит плотная осадочная горная порода – кембрийская глина. Она отлично сопротивляется влаге, так что ее используют для строительства фундаментов на земле с высоким уровнем грунтовых вод, а еще добавляют в состав кладочных и штукатурных растворов.

Как строили подземку

В первые годы работали вручную отбойными молотками и лопатами, как на рудниках. Только в 1949 году у ленинградских строителей появился первый метропроходческий щит: он вгрызается в породу ротором с резцами, а затем ее отводят на конвейер и вывозят из тоннеля. Правда, чтобы щит и рабочие попали под землю, сначала нужно построить шахту или «вертикальный ствол».

Для этого необходимо заморозить «плывуны» – пески, пропитанные грунтовыми водами. С ними не могут работать ни машины, ни люди. Делается это так: по периметру «ствола» бурят скважины вплоть до кембрийских глин, в них опускают пластиковые трубы и заливают воду с солями. Затем установки на поверхности начинают гонять эту холодную воду по кругу, как в морозилке, и за два месяца грунт замерзает.

Что происходит после заморозки

Экскаватором и отбойными молотками грунт вырубают на метр. После этого по периметру шахты собирают железобетонное кольцо, а зазор между ним и грунтом нагнетают уплотняющими и гидроизолирующими растворами. После все повторяется: разработка грунта, установка кольца и нагнетание. Только когда нужная глубина будет достигнута, в специальном помещении или «камере» уже собирают щит, который и начнет прокладку тоннеля.

Зачем нужны закрытые платформы

Из всех российских метрополитенов только в Петербургском есть закрытые станции. Например, «Гостиный двор» или «Петроградская». На них залы огорожены от путей стенами с дверями, которые открываются после прибытия поезда. Из-за этой конструкции их часто называют «горизонтальными лифтами».

Источник: metro.spb.ru

Причина, по которой появились закрытые станции, куда прозаичнее – их было дешевле возводить за счет более простой технологии. При строительстве не требовался сложный перемонтаж проходческого щита, а скрытым от глаз тоннелям не нужна была дорогостоящая отделка.

На практике же оказалось, что всю экономию «съедает» обслуживание: электромоторы дверей, что открываются и закрываются сотни раз в день, расходуют много электричества, а еще их надо чинить и платить зарплату ремонтникам. И так начиная с 1961 года, когда построили первую закрытую станцию – «Парк Победы». К тому же у «горизонтальных лифтов» очень низкая пропускная способность.

Исчезнувший Сталин

Никита Хрущев, главный борец с культом личности Сталина, пришел к власти в год смерти «отца народов» – 1953, а первую очередь ленинградского метро запустили в 1955 году.

Источник: spb.aif.ru

После смены вождей архитекторы станции «Автово» успели скорректировать проект под новую действительность. Так под потолком кассового зала вместо надписи «Великому Сталину слава» появилась другая – «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой».

Куда пропала мозаика с «Нарвской»

По легенде, другая станция первой очереди питерской подземки – «Нарвская» – должна была называться «Сталинской». Однако знатоки истории метро говорят, что ни на одном чертеже этого варианта нет. Фигурировали «Площадь Стачек» или «Нарвские ворота», без упоминания имени Сталина.

Читайте также:  Речной вокзал в Санкт Петербурге как доехать автобусы и маршрутки до речного вокзала карта

Изначально главным украшением станции была мозаика «Сталин на трибуне», но в рамках борьбы с культом личности в 1961 году от панно решили избавиться. По одной из версий, его закрыли мраморной фальш-стеной не снимая. По другой – разобрали и увезли. В любом случае, сегодня доподлинно неизвестно, сохранилась ли мозаика.

Источник: twitter.com/tutanxomon

Перронный зал «Нарвской» украшают 48 рельефных изображений людей разных профессий. Есть мнение, что на горельефе «Слава труду!» в центре тоже должен был стоять Сталин, но вместо него там появился человек с флагом. Возможно, именно поэтому на обычного работягу окружающая толпа смотрит с особым воодушевлением.

«Адмиралтейская» – станция-призрак

В 1974 году на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» произошел размыв – в нижнем тоннеле пробурили разведочную скважину и в него хлынула вода. Рабочим едва удалось задраить затвор, чтобы спастись. В итоге километр тоннелей затопило, а на поверхности образовались провалы и треснули здания. Авария повторилась в 1994 году, когда вода с песком промыла металл и бетон.

Чтобы избежать подобных сюрпризов, станцию «Адмиралтейская» решили проложить как можно глубже. Она появилась на чертежах еще в 50-х, но из-за очень сложного грунта, близости Невы и обилия исторической застройки на поверхности возводить ее было очень сложно.

Какие сложности возникли у строителей

Заложили ее только в 1997 году, но вплоть до открытия в 2011 она была «станцией-призраком», которую поезда проезжали без остановки, а пассажиры из них видели лишь полутемный зал.

Возведение затянулось и потому, что стройматериалы на станцию подвозили поездом ночью или доставляли со стороны шахты, которая была на углу Загородного проспекта и Гороховой улицы. Строителям приходилось мотаться по два километра туда и обратно по служебной узкоколейке, чтобы привезти материалы или увезти разработанную глину.

Почему метро не протекает

Одно из главных требований к станциям при строительстве – безопасность пассажиров. Тоннели должны быть надежно изолированы от пара и грунтовых вод, которые постепенно подтачивают конструкции станций, что может привести к разрушению сводов метро.

Несмотря на наличие приточно-вытяжной системы вентиляции, влага воздействует на конструкции метро и с внутренней, и с внешней стороны, а постоянное движение поездов вызывает повышенные вибрационные нагрузки в тоннелях. Поэтому в обслуживании подземки очень большую роль играет устройство гидро- и пароизоляции.

Как правило, защита от влаги реализуется разными способами, например, нагнетанием бетонного раствора и торкретированием поверхности или монтажом оклеечной или обмазочной гидроизоляции. Так для защиты станции «Беговая», открытой в 2018 году, используются материалы компании ТЕХНОНИКОЛЬ.

Что удерживает влагу от попадания в метро

Гидроизоляционная мембрана «Техноэласт» надежно защищает конструкции от влаги и любых биологических воздействий окружающей среды. Ее производят на армированной основе, а сверху наносят высококачественное битумно-полимерное покрытие с минеральным наполнителем и противопожарными добавками. Срок ее службы – 60 лет. Также у материала есть еще несколько существенных плюсов:

  • высокая водонепроницаемость – один рулон «Техноэласт» выдерживает давление в 20 метров водяного столба;
  • надежность – более 60% производителей работ по гидроизоляции считают самой надежной мембрану из битумно-полимерных материалов;
  • материал можно укладывать при отрицательных температурах до -25°С.

Одно из важнейших преимуществ мембраны «Техноэласт» – это возможность монтажа как методом сплошной приклейки к основанию, так и свободной укладки. Он позволяет создать надежную гидроизоляцию без сплошной приклейки к основанию и работать по влажным поверхностям.

Мембрана «Паробарьер» противостоит водням парам внутри станции. Она производится на основе стеклосетки – это более прочная и надежная альтернатива полиэтиленовым материалам. В качестве клеящего слоя в мембране используется смесь стирольных полимеров и битума повышенной клейкости, а нижняя поверхность закрыта легкосъемной пленкой. Среди преимуществ материала можно выделить следующие:

  • прочность – разрывные характеристики мембраны «Паробарьер» позволяют выдерживать вес человека, который стоит на пароизоляции между гофрами профлиста. При этом материал не рвется и не растягивается как неармированный полиэтиленовая пароизоляция;
  • универсальность – мембрана «Паробарьер» марки СФ 1000 может применяться в зданиях и сооружениях с любым температурно-влажностным режимом помещений.

Из-за абсолютной паропроницаемости, ее особенно рекомендуется использовать в помещениях с повышенной влажностью (бассейнах, аквапарках или банных комплексах), а также с поддержанием отрицательных температур (зданиях-холодильниках или охлаждаемых складах).

Читайте также:  Пранкеру изобразившему приступ коронавируса в метро Москвы вынесли приговор

Пароизоляция

Благодаря гибкости и прочности, а также технологии монтажа методом наплавления, все рулонные материалы ТЕХНОНИКОЛЬ надежны и долговечны, поэтому их можно использовать для гидроизоляции подземных частей сооружений. Например, для строительства «Беговой» компания поставила 141 000 кв. м мембран «Техноэласт» и «Паробарьер».

Источник

Беглов доложил Путину о строительстве метро в Петербурге

При наличии дополнительного федерального финансирования в Петербурге в 2024 году можно открыть шесть новых станций метрополитена, еще одну — на территории Ленинградской области, в городе Кудрово. Об этом 26 июля сообщил президенту России Владимиру Путину губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на совещании по вопросам развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

По словам Беглова, объем финансирования шести городских станций метро составляет порядка 130 млрд рублей, а станции в Кудрово — 31 млрд рублей. Также необходимо построить за Кудрово метродепо, которое будет обслуживать и Ленинградскую область, и город Петербург (еще 41 млрд рублей).

Выступая на совещании, Беглов доложил, что при общем объеме пассажирских перевозок в Петербурге порядка 1,5 млрд человек в год на метрополитен приходится около 750 млн человек в год.

«Сейчас метро в Петербурге — это 72 станции, городу крайне необходимо ускорить строительство новых станций и направлений. В ближайшей перспективе необходимо продолжить развитие метрополитена в районы за границей Санкт-Петербурга. Строительство станций метро в Кудрово может стать первым примером новой России, когда метрополитен развивается на территории двух субъектов Федерации», — сказал Беглов, слова которого приводит пресс-служба Кремля.

Губернатор напомнил о том, что вместо переживающего банкротство «Метростроя» совместно с Банком ВТБ создана компанию АО «Метрострой Северной Столицы», где контрольный пакет (65%) принадлежит городу.

«Правительством России решается вопрос о наделении «Метрострой Северной Столицы» статусом единственного исполнителя. Это нам даст возможность выйти на необходимый уровень», — отметил Беглов.

Губернатор также сообщил президенту, что около 40% подвижного состава метрополитена служат уже больше нормативного срока, составляющего 30 лет. В связи с этим правительством России рассматривается вопрос выделения Петербургу средств из Фонда национального благосостояния в размере 97 млрд рублей на приобретение 950 новых вагонов метро. «Санкт-Петербург тоже вкладывает свои деньги, заявка находится на завершающей стадии, просим поддержать этот проект»

, — попросил губернатор Петербурга.

Как сообщало ИА REGNUM, 12 мая 2021 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов заявил, что до 2024 года в Петербурге должны быть проложены 9 км путей и открыты три новых станции — «Казаковская», «Путиловская» на новой шестой (коричневой) линии и станция «Большой проспект» на четвертой линии. На это городские власти предусмотрели 60 млрд рублей. Увеличить количество станций еще на четыре в те же сроки невозможно без «федеральных грантов».

Тогда же стало известно, что речь идет о станциях «Богатырская» и «Каменка» в продолжение третьей (зелёной) линии, станции «Шуваловский проспект» на северной оконечности пятой (фиолетовой) линии и станции «Кудрово» на территории Ленобласти, на восточном конце четвертой (оранжевой) линии.

Источник

Когда строилось метро спб

При наличии дополнительного федерального финансирования в Петербурге в 2024 году можно открыть шесть новых станций метрополитена, еще одну — на территории Ленинградской области, в городе Кудрово. Об этом 26 июля сообщил президенту России Владимиру Путину губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на совещании по вопросам развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

По словам Беглова, объем финансирования шести городских станций метро составляет порядка 130 млрд рублей, а станции в Кудрово — 31 млрд рублей. Также необходимо построить за Кудрово метродепо, которое будет обслуживать и Ленинградскую область, и город Петербург (еще 41 млрд рублей).

Выступая на совещании, Беглов доложил, что при общем объеме пассажирских перевозок в Петербурге порядка 1,5 млрд человек в год на метрополитен приходится около 750 млн человек в год.

«Сейчас метро в Петербурге — это 72 станции, городу крайне необходимо ускорить строительство новых станций и направлений. В ближайшей перспективе необходимо продолжить развитие метрополитена в районы за границей Санкт-Петербурга. Строительство станций метро в Кудрово может стать первым примером новой России, когда метрополитен развивается на территории двух субъектов Федерации», — сказал Беглов, слова которого приводит пресс-служба Кремля.

Губернатор напомнил о том, что вместо переживающего банкротство «Метростроя» совместно с Банком ВТБ создана компанию АО «Метрострой Северной Столицы», где контрольный пакет (65%) принадлежит городу.

«Правительством России решается вопрос о наделении «Метрострой Северной Столицы» статусом единственного исполнителя. Это нам даст возможность выйти на необходимый уровень», — отметил Беглов.

Губернатор также сообщил президенту, что около 40% подвижного состава метрополитена служат уже больше нормативного срока, составляющего 30 лет. В связи с этим правительством России рассматривается вопрос выделения Петербургу средств из Фонда национального благосостояния в размере 97 млрд рублей на приобретение 950 новых вагонов метро. «Санкт-Петербург тоже вкладывает свои деньги, заявка находится на завершающей стадии, просим поддержать этот проект»

, — попросил губернатор Петербурга.

Читайте также:  Силуэт какая станция метро

Как сообщало ИА REGNUM, 12 мая 2021 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов заявил, что до 2024 года в Петербурге должны быть проложены 9 км путей и открыты три новых станции — «Казаковская», «Путиловская» на новой шестой (коричневой) линии и станция «Большой проспект» на четвертой линии. На это городские власти предусмотрели 60 млрд рублей. Увеличить количество станций еще на четыре в те же сроки невозможно без «федеральных грантов».

Тогда же стало известно, что речь идет о станциях «Богатырская» и «Каменка» в продолжение третьей (зелёной) линии, станции «Шуваловский проспект» на северной оконечности пятой (фиолетовой) линии и станции «Кудрово» на территории Ленобласти, на восточном конце четвертой (оранжевой) линии.

Источник

История

История метрополитена Санкт-Петербурга началась в 19 веке, когда правление балтийской железной дороги разработало проект метрополитена. Это означало, что будет проложена подземная линия, которая будет соединять все петербургские вокзалы. Этот проект был разработан и вступил в силу в 1889 году. Затем в 1893 году последовало предложение о соединение центра Петербурга с вокзалами линией скоростной железной дороги. Такое предложение поступило от камер-юнкера Р.К. фон Гартмана. В этом же году барон Ф.Р. Бистром предложил изменения в этом проекте, которые заключались в новой дополнительной линии по екатерининскому каналу.

В 1900 году под руководством инженера И.В. Романова была построена подвесная железная дорога, расположение которой в Гатчине под Санкт-Петербургом. На протяжении девяти лет с 1901 года по 1909 год проводилось и разрабатывалось множество разных проектов о постройке новых линий. Вследствие чего в 1909 году комиссия по выработке мероприятий для улучшения условий пассажирского движения на казенных железных дорогах С. петербургского узла под председательством Главного инспектора Министерства путей сообщения. А.Н. Горчакова приняла и предложила строительство трех линий железной дороги на основании всех предложенных ранее за эти годы проектов.

Инженер С.А. Бернатович создал проект новой железной дороги от Нарвских ворот до поселка Княжево, который был реализован в 1913-1915 годах. Эта линия стала первой электрифицированной железнодорожной линией России. Первый проект метро или иными словами подземного трамвая был создан в 1934 году. Его создали для Крестовского острова в мастерской А.С. Никольского. Совет Народных Комиссаров и ЦК ВКП (б) принял решение о строительстве метрополитена в Ленинграде. Это решение было принято в 1941 году и апреле этого же года строительство началось, но прервалось сразу после начала Великой Отечественной Войны. Тем не менее, строительные работы возобновились 22 мая 1946 года. 10 декабря 1946 года прошел первый тур по оформлению станций первой очереди строительства ленинградского метрополитена.

В 1950 году были подведены итоги третьего этапа конкурса. В декабре 1954 года была основано Управление Ленинградского метрополитена при участии исполкоме Ленсовета. Из московского метрополитена было доставлено 59 вагонов метро типа «Г» в Петербург в 1955 году.

В этом же году в марте были организованы курсы по обучению профессиям, связанным с работами в петербургском метрополитене. В октябре 1955 года были подготовлены к работе в метрополитене люди разных профессий. Два года с 1955 по 1957 год велось активное изготовление вагонов, мастерских, а также открывались курсы и школы подготовки к работе в метрополитене. В это время в истории метро Санкт-Петербурга наступает период активного строительства и развития.

История метро Санкт-Петербурга - первые пассажиры на станции Технологический институт, 1955 год

Усовершенствование построенных железнодорожных линий и создание новых линий проходило с 1960 по 1969 год. В это же время велось активное усовершенствование и изготовление вагонов и поездов.

История метро Петербурга - открылась вторая линия, 1961 год

Активное развитие всех линий, в том числе создание новых линий, а также поездов и их усовершенствование велось с 1970 года и продолжается до нынешнего времени. Появляются новые линии, усовершенствуются старые, создаются службы специальные для правильной работы метрополитена.

Источник