Как изменилась схема столичного метрополитена за 77 лет

Московский метрополитен занимает второе место в мире, после Токио, по количеству пассажиров. Каждый день его услугами пользуются почти 8 миллионов человек. Столичная подземка объединяет 186 станций, 12 линий, общей протяженностью более 308 километров. Ежедневно по ним ходят 10 тысяч поездов. Сложно представить, что когда-то в метро была лишь одна линия с 13 станциями.

Недавно департамент транспорта объявил конкурс на разработку дизайна новой схемы столичного метрополитена. Власти обещают, что уже в январе следующего года в вагонах появятся усовершенствованные и доступные схемы.

В идеале на новой карте будут обозначены нумерации станций, пересадочные узлы на железнодорожные вокзалы, станции пригородного сообщения, перехватывающие парковки и линии монорельсовой дороги. Также на схеме будут указаны телефоны «горячих линий» метрополитена и даже QR-код сайта подземки. М24 решил проследить, как менялись схемы метро на протяжении 77 лет.

Эта схема, датированная маем 1935 года, считается первой официальной.

Схема 1935 г. Фото: metro.ru

Поезда шли в двух направлениях – «Сокольники — Охотный ряд — Смоленская площадь» и «Сокольники — Охотный ряд — Парк Культуры». Метро открывалось в семь утра, а завершало работу в час ночи. На участке «Сокольники-Охотный ряд» поезда отправлялись каждые пять минут, а на остальных – каждые 10. В вестибюлях, правда, висели другие схемы – «вилкой вниз».

В 1946 году журнал «Огонек» опубликовал схему Большого подземного кольца Московского метрополитена. Серым цветом помечены действующие линии, красным – первая очередь большого кольца, а бордовым – вторая очередь. К сожалению, не удалось выяснить, как в этот период выглядели официальные схемы.

Схема 1946 г. Фото: metro.ru

Большое кольцо было замкнуто лишь в 1954 году. На схеме видна приписка, что участок, помеченный контуром, введен в эксплуатацию 14 марта 1954 года. Действующие линии отмечены черным, а строящиеся – не закрашены.

Схема 1954 г. Фото: metro.ru

Черно-белые схемы висели в вагонах вплоть до 1958 года. Первая линия обозначалась красным цветом, вторая – синим, а третья – зеленым.

Схема 1958 г. Фото: metro.ru

Из года в год карта мало менялась – добавлялись новые линии и станции. Кардинально дизайн изменился лишь в 70-х. Кольцевая линия начала изображаться как правильная окружность, а радиусы – прямыми линиями.

Схема 1970 г. Фото: metro.ru

В 1980 году дизайн вновь сменился – кольцевую линию изобразили в виде эллипса, начертания линий стали плавными, а в связи с Олимпийскими играми начали выпускаться схемы на иностранных языках. Позже кольцевую линию вновь начали обозначать идеальным кругом.

Читайте также:  Станция laquo Маяковская raquo mdash устремл нная в будущее

Схема 1980 г. Фото: metro.ru

В таком виде, но с незначительными изменениями, схема метро просуществовала до 2003 года, когда был представлен абсолютно новый дизайн. Он не прижился. Москвичи жаловались, что надписи трудночитаемы, да и схема показалась большинству неудобной. Эксперимент был признан неудачным. В конце 2003 году был представлен новый вариант карты метро. Он был традиционным – кольцевая линия представлена идеальной окружностью, линии выпрямлены.

Схема 2003 г. Фото: metro.ru

В сентябре 2012 года в вагонах вновь сменились схемы. На них были отмечены недавно открывшиеся станции, изменен дизайн: линии стали тоньше, в центре композиции по-прежнему кольцевая ветка, а линии монорельса и строящегося третьего пересадочного контура намечены концентрическими дугами; появилась информация о наличии у станций перехватывающих парковок.

И вот теперь проводится конкурс на новый дизайн. Ждать осталось недолго. Работы на конкурс принимаются до 23 ноября. Дальше будет отобрано до шести лучших проектов, а в январе проведено интернет-голосование. Какой будет новая карта подземки — решать москвичам.

Материал подготовлен на основе данных сайта Московское метро и проекта Артемия Лебедева.

Источник

Метрополитен — Схемы

На информационных стендах станции повесили новую схему метро, на которой строящейся отмечена не только "Алма-Атинская", но и. "Новокосино"!

19 декабря 2012 г.
Автор: Аксёнов Дмитрий

Вот такую забавную схему транслирует информационная система в вагоне 81-760 №37025, работающем по Калининской линии

16 декабря 2012 г.
Автор: BOSS

Схема пассажирского движения по МКЖД, ЭкспоСитиТранс-2012, павильон МКЖД

3 октября 2012 г.
Прислал АК (Александр)

745 КБ

Карта станций метрополитена на белорусском языке

4 ноября 2011 г.
Автор: Артём Светлов

Схема зон пешеходной доступности станций метро: вокруг точек находящихся приблизительно в центрах платформ описано по два полупрозрачных круга. Радиус внутренего (фиолетового) соответствует расстоянию комфортного пешеходного перехода. Радиус большого — расстоянию максимально осмысленного пешеходного перехода (дальше нужно было сразу ехать на автобусе, а не выпендриватся). Радиусы определены эмпирически. Фактическая доступность на местности не учитывается. Составлено по данным OpenStreetMap, отрендрено в Maperitive. Проекция Google Mercator, поэтому на земной поверхности это не круги, а эллипсы.

18 октября 2011 г.
Автор: Артём Светлов

Станция "Новокосино"

Схема метро с необычным дизайном на "ИнфоСосе" в старой расцветке

Источник



Карта метро москвы до 2012

История московского метро в схемах и картах.

1) Я ковал тебя железными подковами
Я коляску чистым лаком покрывал
Но метро сверкнув перилами дубовыми
Сразу всех он седоков околдовал

Ну и как же это только получается
Что-то в жизни перепуталось хитро
Чтоб запрячь тебя я утром отправляюся
От Сокольников до Парка на метро

Читайте также:  Карта метро расчетом санкт

Леонид Утёсов «Песня извозчика»
15 мая 1935 года московский метро им. Лазаря Кагановича (да, тогда «метро» было мужского рода) распахнул свои двери для жителей Москвы и гостей пролетарской столицы в составе 1 перегона от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с вилочным ответвлением от «Охотного ряда» через «Коминтерн» (ныне, «Александровский сад») до метро «Смоленская».
В этом репортаже мы совершим экскурсию по Московскому метро через призму его схемы и карт, переживших множество изменений, которые отражали не только взаимное расположение линий, но и особенности моды и дизайна, присущие различным периодам истории нашей страны.

2) Логичнее начать рассказ с небольшой предыстории. Первый метрополитен в мире появился в Лондоне в 1863 года после изобретения Марком Брюнелем проходческого щита, что позволило прорыть тоннель под Темзой. Затем подземка пришла в Нью-Йорк (сначала в 1868 в виде надземного участка, который не сохранился, затем в 1904 году с появлением первой подземной линии), Глазго (Будапешт (1896), Париж (1900) и в Берлин (1902). Любопытно, что изначально Марк Брюнель работал над изобретением проходческого щита. в Петербурге при Александре I, однако его смерть не дала продолжить работу изобретателю. Он переработал проект вместо Невы под Темзу, и в 1842 году был проложен первый в мире подводный тоннель, что дало возможность в перспективе создать подземную систему общественного транспорта в Лондоне. В России вплоть до революции 1917 года не получалось построить свой собственный метрополитен по причине опасения крупных промышленников по поводу возможного земельного передела.
А вот в конце 1920-х гг., когда население пролетарской столицы в Москве подошло к 4 миллионам жителей, к идее строительства метро на государственном уровне вернулись вновь во избежание угрозы транспортного коллапса. В июне 1931 года постановлением пленума ЦК ВКП(б) «О Московском городском хозяйства и о развитии городского хозяйства СССР» дали старт работам. Главным консультантом Метростроя был американец Джордж Морган, специалист по тоннельным работам, чей опыт очень пригодился метростроевцам. Куратором стройки по партийной линии был непосредственно Лазарь Каганович, главный зачинатель сталинской реконструкции Москвы и архитектурного оформления «пролетарской столицы», в честь которого в 1935-1955 гг. называлась московская подземка.
На открытии метрополитена Каганович говорил: «Мы боролись с природой, мы боролись с плохими грунтами под Москвой. Московская геология оказалась дореволюционной, старорежимной, она не сочувствовала большевикам, она шла против нас. Мы воевали за новое человеческое общество, мы воевали против эксплуатации, против рабства, за добровольный сознательный труд на благо всего коллектива, за труд, воодушевляющий людей, за труд, созидающий не только новые прекрасные вещи, но и нового человека».
Ещё бы, по оценки Джорджа Моргана, к январю 1934 года было проделано только 6% всех работ, то в январе 1935 года план был выполнен полностью, установив рекорд скорости, не известный до сего момента в мировой практике метростроения.

Читайте также:  Межавторский цикл Метро 2033 6 Компиляция Книги 1 11

Источник

Схема московского метро на 2012-2016 годы

С официального сайта Правительства Москвы.


С официального сайта Правительства Москвы.

Планы строительства и открытия новых станций московского метро

Год 2011-й

Май. Открытие вестибюля станции «Сретенский бульвар».
Сентябрь. Открытие участка Люблинско-Дмитровской линии «Марьино» — «Зябликово» (4,33 км) с пересадкой на Замоскворецкую линию.
Декабрь. Открытие второго вестибюля станции «Марьина роща».
Начало строительства участков: «Третьяковская» — «Деловой центр» (Калининская линия) и «Деловой центр» — «Нижняя Масловка» (Третий пересадочный контур).

Год 2012-й
Продление Калининской линии до станции «Новокосино» (3,2 км).
Продление Замоскворецкой линии на 2,9 км от «Красногвардейской» до станции «Братеево» и открытие станции «Технопарк».
Открытие участка «Митино» — «Пятницкая» на Арбатско-Покровской линии (1,4 км).
Продление Таганско-Краснопресненской линии 3,38 км до станции «Жулебино» (2 станции).
Расширение электродепо «Печатники».
Начало строительства: «Нижняя Масловка» — «Нижегородская» (Третий пересадочный контур).

Год 2013-й
Продление Бутовской линии от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (5,0 км; 2 станции) с пересадкой на Калужско-Рижскую линию.
Продление Калининской линии от станции «Новокосино» до станции «Рудневка» (9,1 км; 4 станции).
Открытие участка Солнцевской линии «Парк Победы» — «Деловой центр» (2,4 км).
Открытие электродепо «Митино» на Арбатско-Покровской линии.
Начало строительства: «Нижегородская» — «Косино-Ухтомская» (Люберецкая линия); «Каширская» — «Нижегородская» (Каховская линия); «Раменки» — «Новопеределкино» (Солнцевская линия).

Год 2014-й
Продление Люблинско-Дмитровской линии: «Марьина роща» — «Петровско-Разумовская» — «Селигерская» (10,6 км; 6 станций) с организацией пересадки на Серпуховско-Тимирязевскую линию на станции «Петровско-Разумовскую».
Открытие участка Солнцевской линии: «Парк Победы» — «Раменки» (5,2 км; 2 станции).
Продление Сокольнической линии от станции «Юго-Западная» до станции «Тропарево» (2,1 км).
Открытие электродепо «Лихоборы».

Год 2015-2020 годы
Открытие второго выхода станции «Арбатская» Филёвской линии).
Открытие станции «Аэродромная» («Стадион «Спартак») Таганско-Краснопресненской линии)
Продление Солнцевской линии метро в Новопеределкино и Солнцево от станции «Раменки».
Открытие второго выхода станции «Сокольники».
Открытие второго выхода станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии.
Открытие второго выхода станции «Комсомольская» Кольцевой линии.
Открытие второго выхода станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии.
Продление Бутовской линии до станций «Улица Остафьевская» и «Новокурьяново» (5,1 км), включая строительство депо).
Продление Замоскворецкой линии от станции «Речной вокзал» до улицы Дыбенко

Источник