Когда используют метро как бомбоубежище?

Уже давно не секрет, что в военное время в качестве убежища используется метрополитен. Московское метро не может обеспечить равнозначную защиту на всех своих ветках, что связано с разными степенями обустройства каждой станции.

Для лучшей ориентации, метрополитен изображается на карте разными цветами, различающимися степенью безопасности – глубиной, использованием шлюзов и другими факторами. Каждый цвет имеет свой гермозатвор с определенной степенью герметичности. Что такое гермозатвор и для чего он нужен в бомбоубежище – рассмотрим подробнее.

Зачем нужен гермозатвор в метро?

Метрополитен всегда оборудуется гермозатвором для предотвращения неприятных последствий внештатных ситуаций. Гермозатвор – двери, закрывающиеся герметично, перекрывающие тоннель, вестибюль, шахту или вентиляцию метрополитена в военное время или при угрозе жизни людей. В документации гермозатворы называются металлоконструкциями.

Установка такого оборудования необходима не только для герметизации внутренних помещений от улицы, но и для разделения всей системы метро на несколько секций. Каждая секция именуется УАЖ, как участок с жизнеобеспечением автономного типа. Все секторы могут использоваться как убежище для людей вне зависимости от состояния соседней территории.

Тоннельные гермозатворы

Самыми интересными в плане конструкции являются тоннельные гермозатворы. Любой подобный механизм сделан как дверь из железобетона или металла, причем чаще выбирается именно стальная дверь. Состав гермозатвора любой конфигурации всегда одинаков:

  1. дверное полотно;
  2. оклад двери, сделанный из стали и бетона. Именно к нему герметично прилегает дверное полотно;
  3. привод открытия обеспечивает раскрытие гермозатвора при необходимости. Большая часть крупных затворов сделана с механическим устройством открытия, а в маленьких они открываются сотрудниками метрополитена;
  4. устройство замка представляет собой систему ригелей, которые прижимают затвор к устроенному окладу. Визуально это напоминает дверной замок стандартной конфигурации, но гигантских размеров. Закрытие двери производится специальным приводом и носит название герметизации. Привод работает в трех режимах – открытие, закрытие и герметизация;
  5. полоса уплотнителя по периметру гермозатвора позволяет полотну максимально плотно прижаться к окладу. К обустройству этот элемент нее обязателен, поскольку многие затворы работают плотно и без него.

Что означают разные цвета на схеме метро?

Все линии метрополитена имеют свой цвет, при этом непосвященные жители считают, что это сделано исключительно с точки зрения удобства визуализации. На самом деле каждый цвет означает определенную степень защиты и глубину пролегания ветки под землей.

Метрополитен окрашен в следующие цвета:

  • синяя ветка имеет максимальную степень защиты и находится на самой большой глубине под землей. Метрополитен в этом случае оборудован двойными гермозатворами;
  • зеленая ветка отличается достаточной защитой, поддерживающейся стандартным гермозатвором. Проходит на средней глубине;
  • ветка метро желтого цвета указывает на недостаточную защиту – гермозатвор стоит штатный, залегания под поверхностью земли еще меньше, чем в случае зеленой ветки;
  • красная ветка практически незащищена. Ее станции находятся частично на поверхности и не оборудованы герметичными затворами.

Использование метро в качестве убежища при ядерной войне

Как указывают специалисты, при ядерном взрыве гигантской мощности в современных условиях никакое здание в определенном радиусе не устоит. При этом степень защиты или гермозатвор не имеет значения, даже укрепленные бункеры не защитят людей от воздействия радиации.

Метро не оборудовано кладовыми с медикаментами и продовольствием, что необходимо для длительного укрытия населения внутри. Если проводится атака большого масштаба, то на поверхности уничтожается почти вся инфраструктура. Высвобождающийся электромагнитный импульс уничтожает все электронное оборудование, поэтому внутри будет недостаточно света. Максимум освещения можно извлечь только из аварийных генераторов, срок службы которых не так велик, как хотелось бы.

Также на поверхности могут возникнуть электрические потенциалы от всех конструкций и предметов из металла. При таком воздействии выходит из строя и вентиляция, поэтому в герметичном помещении население долго не сможет находиться без свежего воздуха. Гермозатвор не допускает проникновения потоков воздуха.

Ударная волна может разрушить некоторые конструкции в самом метро или его поверхностных опор. Все, что находится над метро, станция или наземная постройка, может быть довольно быстро разрушено. Часто возле метро устанавливают торговые точки, которые блокируют большую часть выходов вентиляционных каналов.

Если правильно организовать и выполнить все защитные меры и поддерживать гражданскую оборону в нормальном состоянии, то метро действительно выступает как надежное укрытие. К тому же, через 49 часов радиация спадает в 100 раз, что позволяет уже появляться людям на поверхности. Это время можно провести в закрытом помещении без еды и воды, при условии, что человек относительно здоров.

Историческая справка

Московское метро, как и метрополитен любого города, тесно связан с историей. Это не только привычный и удобный вид транспорта, но и архитектурный памятник. Сделать такие выводы позволяет история. Во время Великой Отечественной войны метрополитен стал городом под землей, в котором москвичи укрывались от атак с воздуха. Здесь проводились концерты и собрания правящей партии, устраивали госпиталь, библиотеку и множество других мероприятий.

Историческая справка московского метро указывает на систему из 21 станции, расположенных по трем линиям (на момент 1941 года). Кировский радиус содержал 10 станций (сейчас линия Сокольническая), 6 станций на Покровском радиусе (сейчас Арбатско-Покровская) и 5 станций в Горьковском радиусе (ныне Замоскворецкая). Подземный транспорт необходимо было развивать по плану, утвержденном правительством.

Как только немцы отошли от города и прекратились авианалеты, началась реконструкция. В 1943 году открыли три станции на Горьковском радиусе, через год -4 станции на Покровском. На каждой из этих станции стоят памятные таблички. Четвертая очередь в совершенствовании метрополитена – Кольцевая линия, разгружающая Садовое кольцо, началась также в период ВОВ.

Варианты использования метро в военное время

Использование московского метро в качестве бомбоубежища довольно спорно. Одни специалисты считают, что такой вариант был учет в проектной документации, вторые считают, что мера такой эксплуатации была вынужденной. В любом случае, глубины сооружения и его прочности хватило, чтобы защитить население от ударов авиацией с воздуха. Метрополитен планировалось сделать газоубежищем, чем правительство занималось вплоть до начала военных действий в 1941 году.

Метрострой обязан был обустроить в метрополитене газоубежище для жителей. В августе материалы кончились, и обустройство заморозили. В 1942 годы с наступлением немцев были срочно найдены необходимые материалы и возобновили все работы. Рассчитано помещение было по планам на 650 тысяч жителей.

Химическое оружие так и не было использовано, но авиаудары были постоянными. Тревога включалась очень часто, хотя многие сигналы были учебными. При первом налете сотрудники безопасности смогли эвакуировать более пятисот тысяч людей. Авиа атака разрушила наиболее уязвимые места конструкции (тоннель, трубы к водопроводу). Погибло 14 человек, но больших жертв не было.

Регламента по использованию метро как бомбоубежище не было, пока в 1941 году не было издано одноименное постановление. Его общий характер не указывал порядок использования, очередность запуска населения, в частности детей или женщин, многие моменты оставались в ведении администрации метрополитена.

Организационные вопросы были решены довольно успешно – население размещалось в тоннеле и на платформе, в качестве спуска использовались лестницы съемного типа. Для безопасности и большей вместимости между рельсами были сделаны настилы из досок. Внутри станции оборудовали постели и кровати, белье люди приносили с собой. Как правило, внутри вагона размещали наиболее слабое население – пожилых людей и женщин с детьми.

Читайте также:  Наркологический диспансер САО адрес контакты график работы

Что находилось внутри бомбоубежища-метро?

На усмотрение администрации оставались многие вопросы обустройства бомбоубежища в метрополитене. Была сделана вентиляция, проведено отопление, поставлялись запасы еды. В каждой станции оборудовались питьевые фонтанчики с водой, были в наличии туалеты. Население чувствовало себя в таком укрытии комфортно, присутствовала медицинская бригада, которая оказывала не только санитарные процедуры, но и медицинские операции, принимала роды.

Милиция осуществляла контроль за порядком, пресекая любое нарушение правил. Часто пытались развести огонь, что было крайне опасно в таком замкнутом помещении, повсеместно возникали небольшие пожары, которые тушили сами люди.

Внутри находились даже магазины и небольшие парикмахерские, были сделаны несколько библиотек. Для маленьких детей делались занятия по труду — они шили и занимались лепкой, собирали модели и рисовали. Для взрослых организовывали концерты или выставки с историческим экскурсом, крутили киноленты. В 1943 году был последний авиаудар, после которого бомбежки прекратились.

Метрополитен сохранил свой статус бомбоубежища до самого окончания войны. Все сотрудники метрополитена получили награды и медали, в 1946 году коллектив московского метро был награжден Красным знаменем Комитета обороны за сохранение жизней и огромный вклад в Победу.

YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your <a href=»/youtube/v3/getting-started#quota»>quota</a>.

Источник

Как охраняют московское метро

Взрыв, произошедший в подземке Санкт-Петербурга в понедельник, 3 апреля, унес 10 жизней. По последним данным, пострадало не менее 50 человек. Произошедшее официально назвали терактом и сейчас ведут розыск его организаторов. Почти сразу после первых сообщений о трагедии в метро Москвы были приняты дополнительные меры безопасности, которые действуют и в настоящий момент. О каких мерах идет речь и как охраняют жизнь пассажиров метро в обычные дни, читайте в материале МОСЛЕНТЫ.

Взрыв, произошедший в подземке Санкт-Петербурга в понедельник, 3 апреля, унес 10 жизней. По последним данным, пострадало не менее 50 человек. Произошедшее официально назвали терактом и уже ведут розыск его организаторов. Почти сразу после первых сообщений о трагедии были приняты дополнительные меры безопасности и в метрополитене Москвы. О каких мерах идет речь и как охраняют жизнь пассажиров метро в обычные дни, читайте в материале МОСЛЕНТЫ.

Дополнительные меры

В столичной подземке по поручению правительства Москвы в понедельник, 3 апреля, были введены дополнительные меры безопасности. Как сообщил пресс-секретарь московского метро Андрей Кружалин, это означает увеличение числа сотрудников в досмотровых зонах и усиление нарядов работников УВД на метрополитене. Кроме того, мобилизованы дополнительные наряды кинологов с собаками.

В связи с принимаемыми мерами предосторожности сотрудники метро и полиции увеличили число досмотров и просят москвичей и гостей столицы с пониманием отнестись к их работе.

Кружалин подчеркнул, что такой режим будет действовать до особого распоряжения о его отмене, однако не смог назвать МОСЛЕНТЕ число сотрудников, задействованных в обеспечении безопасности сегодня или в обычные дни.

Мэр Москвы Сергей Собянин отдал распоряжение усилить безопасность также по всей инфраструктуре Московского центрального кольца (МЦК) и пригородного железнодорожного транспорта. Соответствующее поручение он дал столичному главку МВД и управлению Росгвардии по Москве.

Внешне все так же

Введение дополнительных мер безопасности почти не заметно, сообщает корреспондент МОСЛЕНТЫ. У турникетов на Тульской, как обычно, дежурят два контролера и один сотрудник полиции. Пассажиры беспрепятственно проходят через рамки. Люди спокойны, несмотря на час пик. На платформе стоит один полицейский.

Похожая ситуация на Серпуховской, однако там сотрудник полиции по крайней мере перемещается по платформе и внимательно смотрит по сторонам. На Павелецкой, на общем для Кольцевой и Замоскворецкой линий входе, обычная очередь перед турникетами, усиленных проверок не замечено. На Павелецкой радиальной корреспондент заметил кинологов с овчаркой.

«На входе в здание вокзала стоят двое полицейских, досматривают большие сумки. При этом на соседнем входе, через который идет толпа пассажиров метро, нет охраны и дополнительных рамок. Уже возле турникетов стоят контролер и полицейский. Никого не досматривают, хотя в толпе входящих есть приезжие с большими сумками. За турникетами – две весьма хрупкие девушки с повязками дружинниц. Возле эскалатора еще двое дружинников – мужчина средних лет и женщина того же возраста. Все они просто стоят», – описывает ситуацию сотрудник редакции.

17 тысяч камер и 170 собак

В Департаменте транспорта подчеркнули, что все досмотровое оборудование на станциях метрополитена полностью исправно и «работает в усиленном режиме».

В обычный день общему досмотру с помощью рамок металлодетекторов и интеллектуальной системы видеонаблюдения подвергаются абсолютно все пассажиры подземки. Только за два месяца, с января по март, дополнительный индивидуальный досмотр, по информации официального сайта правительства Москвы mos.ru, прошли около восьми миллионов пассажиров. С начала 2017 года это помогло изъять более 20 тысяч опасных предметов.

В столичном метрополитене установлено более 17 тысяч камер, из которых 5,7 тысячи камер — в вестибюлях станций, 3,9 тысячи — в поездах, 3,5 тысячи — на платформах станций, 2,5 тысячи — в подуличных переходах и на прилегающей территории, 1,23 тысячи — на эскалаторах и 500 — в электродепо, на подстанциях, в вентиляционных шахтах.

Интеллектуальная система видеонаблюдения, которая не только фиксирует происходящее в подземке, но и автоматически распознает нестандартные ситуации, работает в Москве с декабря 2016 года. Кроме того, в точках пересечения нескольких видов транспорта работают камеры, подключенные к Единому центру хранения данных. За порядком на этих объектах следят в общей сложности 960 видеокамер.

Кроме камер распознавать опасность в метро помогают собаки Центра кинологической службы УВД на метрополитене. Сейчас в центре – около 170 собак.

Источник

Как охраняют московское метро

Взрыв, произошедший в подземке Санкт-Петербурга в понедельник, 3 апреля, унес 10 жизней. По последним данным, пострадало не менее 50 человек. Произошедшее официально назвали терактом и сейчас ведут розыск его организаторов. Почти сразу после первых сообщений о трагедии в метро Москвы были приняты дополнительные меры безопасности, которые действуют и в настоящий момент. О каких мерах идет речь и как охраняют жизнь пассажиров метро в обычные дни, читайте в материале МОСЛЕНТЫ.

Взрыв, произошедший в подземке Санкт-Петербурга в понедельник, 3 апреля, унес 10 жизней. По последним данным, пострадало не менее 50 человек. Произошедшее официально назвали терактом и уже ведут розыск его организаторов. Почти сразу после первых сообщений о трагедии были приняты дополнительные меры безопасности и в метрополитене Москвы. О каких мерах идет речь и как охраняют жизнь пассажиров метро в обычные дни, читайте в материале МОСЛЕНТЫ.

Дополнительные меры

В столичной подземке по поручению правительства Москвы в понедельник, 3 апреля, были введены дополнительные меры безопасности. Как сообщил пресс-секретарь московского метро Андрей Кружалин, это означает увеличение числа сотрудников в досмотровых зонах и усиление нарядов работников УВД на метрополитене. Кроме того, мобилизованы дополнительные наряды кинологов с собаками.

В связи с принимаемыми мерами предосторожности сотрудники метро и полиции увеличили число досмотров и просят москвичей и гостей столицы с пониманием отнестись к их работе.

Читайте также:  Макдоналдс Санкт Петербург меню и цены

Кружалин подчеркнул, что такой режим будет действовать до особого распоряжения о его отмене, однако не смог назвать МОСЛЕНТЕ число сотрудников, задействованных в обеспечении безопасности сегодня или в обычные дни.

Мэр Москвы Сергей Собянин отдал распоряжение усилить безопасность также по всей инфраструктуре Московского центрального кольца (МЦК) и пригородного железнодорожного транспорта. Соответствующее поручение он дал столичному главку МВД и управлению Росгвардии по Москве.

Внешне все так же

Введение дополнительных мер безопасности почти не заметно, сообщает корреспондент МОСЛЕНТЫ. У турникетов на Тульской, как обычно, дежурят два контролера и один сотрудник полиции. Пассажиры беспрепятственно проходят через рамки. Люди спокойны, несмотря на час пик. На платформе стоит один полицейский.

Похожая ситуация на Серпуховской, однако там сотрудник полиции по крайней мере перемещается по платформе и внимательно смотрит по сторонам. На Павелецкой, на общем для Кольцевой и Замоскворецкой линий входе, обычная очередь перед турникетами, усиленных проверок не замечено. На Павелецкой радиальной корреспондент заметил кинологов с овчаркой.

«На входе в здание вокзала стоят двое полицейских, досматривают большие сумки. При этом на соседнем входе, через который идет толпа пассажиров метро, нет охраны и дополнительных рамок. Уже возле турникетов стоят контролер и полицейский. Никого не досматривают, хотя в толпе входящих есть приезжие с большими сумками. За турникетами – две весьма хрупкие девушки с повязками дружинниц. Возле эскалатора еще двое дружинников – мужчина средних лет и женщина того же возраста. Все они просто стоят», – описывает ситуацию сотрудник редакции.

17 тысяч камер и 170 собак

В Департаменте транспорта подчеркнули, что все досмотровое оборудование на станциях метрополитена полностью исправно и «работает в усиленном режиме».

В обычный день общему досмотру с помощью рамок металлодетекторов и интеллектуальной системы видеонаблюдения подвергаются абсолютно все пассажиры подземки. Только за два месяца, с января по март, дополнительный индивидуальный досмотр, по информации официального сайта правительства Москвы mos.ru, прошли около восьми миллионов пассажиров. С начала 2017 года это помогло изъять более 20 тысяч опасных предметов.

В столичном метрополитене установлено более 17 тысяч камер, из которых 5,7 тысячи камер — в вестибюлях станций, 3,9 тысячи — в поездах, 3,5 тысячи — на платформах станций, 2,5 тысячи — в подуличных переходах и на прилегающей территории, 1,23 тысячи — на эскалаторах и 500 — в электродепо, на подстанциях, в вентиляционных шахтах.

Интеллектуальная система видеонаблюдения, которая не только фиксирует происходящее в подземке, но и автоматически распознает нестандартные ситуации, работает в Москве с декабря 2016 года. Кроме того, в точках пересечения нескольких видов транспорта работают камеры, подключенные к Единому центру хранения данных. За порядком на этих объектах следят в общей сложности 960 видеокамер.

Кроме камер распознавать опасность в метро помогают собаки Центра кинологической службы УВД на метрополитене. Сейчас в центре – около 170 собак.

Источник

Собянин следит за тобой: Зачем в метро тысячи камер

Власти Москвы продолжают цифровизацию и намерены посчитать и распознать каждого, кто появится на улицах города и даже в метро, которым пользуются миллионы пассажиров ежедневно. Это шаг вперёд к безопасности или наоборот?

Автор: Егор Кучер

В последние годы много говорится о «камерах Собянина» на улицах Москвы. Действительно, уже сейчас в столице работает более 200 тыс. камер наблюдения от столичной мэрии и по крайней мере 100 тыс. из них оснащены системой распознавания лиц. По заверению московских властей, нужны они для того, чтобы снизить уровень преступности. И вы знаете, это похоже на правду. В прошлом году МВД уже отчиталось в снижении показателя преступности именно за счёт системы распознавания лиц, так что у нас нет оснований сомневаться в эффективности поиска преступников таким способом.

В 2020 году нас ждёт большая неожиданность. Настоящим прорывом должна стать система слежения за пассажирами московского метро с возможностью распознавания лиц. Значение системы сложно переоценить, ведь каждый будет как на ладони: увидят и вычислят абсолютно всех, при этом неважно, преступник человек или нет. На оснащение подвижных составов камерами в рамках цифровизации Москвы снова будут истрачены огромные бюджетные средства.

Что же, скажете вы, ничего страшного. Если я не преступник, то и бояться мне нечего. А преступники, находящиеся в розыске, теперь будут опасаться спускаться в метро, что сделает подземку безопаснее. Это тоже верно. Но факт также состоит в том, что система таит в себе множество опасностей, о которых власти Москвы, конечно, нам не говорят. Более того, электронные системы в столичном метро (а также в метро Санкт-Петербурга, Казани и ряда других городов России) уже находятся под контролем офшорной компании.

Новые амбиции ДИТ

Так, 9 июля 2020 года Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы разместил в единой информационной системе в сфере закупок тендер под названием «Выполнение работ по оснащению подвижного состава ГУП «Московский метрополитен» оборудованием видеонаблюдения». Сумма контракта немаленькая — почти 1,4 млрд рублей. А 27 июля тендер был завершён. Что же планируется в этом проекте? По условиям контракта, подрядчик будет обязан установить в вагонах метро Москвы 12,3 тыс. камер видеонаблюдения с расширением картинки до 1080p. Камеры должны появиться в 1538 вагонах, то есть речь идёт о комплекте из восьми камер на один вагон.

В закупку включены 400 серверов с системой распознавания лиц и такое же количество роутеров с поддержкой стандарта четвёртого поколения 4G, а также 1,5 тыс. коммутаторов. Подрядчик будет обязан не только установить это оборудование в вагонах, но и наладить его работу. Срок выполнения — 180 дней (полгода). Это означает, что система должна полноценно начать работать уже к концу 2020 года.

Как ни удивительно, но каждая камера сможет захватывать и распознавать до 15 лиц в секунду. Оператор — просматривать одновременно до четырёх камер одного поезда с разрешением 1080p или до восьми камер с разрешением пониже. У камер также будет система зума, то есть увеличения изображения.

В минувшем году мы экспериментировали с системой распознавания лиц, были задержаны десятки граждан, находящихся в розыске,

— говорил Сергей Собянин на расширенном заседании коллегии ГУ МВД по Москве ещё в январе.

Отдельно обращаю внимание, что заказчиком по тендеру выступает ДИТ Москвы — тот самый департамент, который занимался разработкой как системы QR-кодов для цифровых пропусков в период самоизоляции москвичей, так и пресловутым «Социальным мониторингом» — приложением, которое оказалось настоящим издевательством над людьми.

Система камер в метро также станет частью умного города, к которому уже подключены городские камеры. Система уже доказала, что практически безошибочно считывает лица прохожих и сверяет их с базой данных. В 2019 году власти Москвы неоднократно подтверждали, что умный город работает совместно с базой МВД. Что это за система?

Алгоритмы распознавания лиц на улицах Москвы работают на основе технологии российской компании NtechLab. Для непосвящённых скажу, что это те же самые технологии, которые использовались в популярном у пользователей приложении FindFace. С момента своего появления в 2016 году сервис наделал много шума, так как с его помощью можно было легко найти по фотографии аккаунт любого человека в социальных сетях. К маю 2016 года число пользователей FindFace превысило 1 млн человек.

Читайте также:  Ярославский вокзал как дойти от метро

Но в 2018 году приложение было закрыто, а компания NtechLab объявила, что теперь будет оказывать услуги только государственным органам и бизнесу. В интернете к тому времени развелось большое число шантажистов, которые пользовались FindFace и вымогали деньги у людей, дабы не сообщать их родственникам через соцсети чувствительную информацию (где был, что делал, если этот человек делал «что-то не то»). Фактически это было криминальное применение приложения и системы распознавания. Тут даже не стоит говорить и о других способах нарушения конфиденциальности людей, которые в силу профессиональных обязанностей или по иным причинам должны эту конфиденциальность сохранять.

И в этом состоит первая опасность использования технологии распознавания лиц в метро Москвы. Ведь сейчас у нас нет никаких законов, которые могли бы регулировать доступ и распространение информации, выявленной при помощи системы распознавания лиц. Все мы как бы априори доверяем и операторам, которые будут следить за нами в метро и на улицах, и органам, которые будут распоряжаться этой информацией. Но доверяем ли? Вопрос на самом деле открытый, потому что никаких гарантий, кроме «честного слова», никто не давал, а общество явно не готово однозначно проголосовать за.

Цифровизация метро зависит от офшоров

Вы знали, что за сети Wi-Fi в метро Москвы, Санкт-Петербурга и Казани отвечает офшорная компания? В июле компания-оператор Wi-Fi в метро «МаксимаТелеком» объявила о размещении облигаций на 3 млрд рублей (заявки были собраны 17 июля). В рамках размещения компания раскрыла имена своих владельцев.

Владельцем «Максимы» оказался Сергей Асланян — председатель совета директоров и советник гендиректора компании. Его доля составляет 71% от уставного капитала. Асланян также владеет 54,8% акций кипрского офшора Geromell Trade. А у этого офшора — 51% акций (контрольный пакет) компании «МаксимаТелеком». Вот так.

Владельцем компании «МаксимаТелеком» через офшор Geromeli Trade кроме Асланяна был израильский ресторатор Алеко Крихели. У Крихели в 2013 году было 25%, а доля ещё в 40% офшора принадлежала гражданину Латвии Друвису Мурманису, о чём ранее писал РБК.

Мурманис же до 2014 года входил в совет директоров латвийской железнодорожной компании L-Ekspresis, а до 2011 года доля этой компании принадлежала уроженцу Эстонии и ныне главе департамента транспорта Москвы Максиму Ликсутову. Если проследить эти связи, то можно допустить, что «МаксимаТелеком» не так уж случайно выиграла тендер на прокладку сетей Wi-Fi в метро Москвы в том же 2013 году. А ведь затем она занималась этим в Санкт-Петербурге, Казани и даже в столице Индии.

Можно также предположить, что без участия компании «МаксимаТелеком» не обойдётся и установка камер наблюдения в метро Москвы. Почему? Ведь надо поставить не только сами камеры, но и серверное оборудование — роутеры, коммуникаторы. Сервер, как ожидается, будет располагаться в головном вагоне, и сама система наверняка будет передавать данные и через Wi-Fi. Словом, перед нами большая цифровая экосистема.

К «Максиме» у москвичей уже возникали претензии. Компания зарабатывает на рекламе, которую она показывает при подключении к сети МТ_FREE. Компания ещё несколько лет назад стала продавать москвичам тарифы на доступ в интернет без рекламы, а остальным — ограничивать доступ по времени и показывать рекламные ролики.

Некоторые обратили внимание, что «Максима» неожиданно стала подписывать зарегистрированных пассажиров метро на услугу «Как дома», списывая со счёта 1 рубль. При этом люди на услугу вовсе не подписывались. Чтобы отменить подписку, нужно было скачать приложение. Если же нет, с людей списывалась плата уже не 1 рубль, а 199 рублей ежемесячно по тарифу. Только бизнес, ничего личного.

Кому мы доверяем?

Итак, тендер на оснащение поездов камерами разместил ДИТ Москвы. Его глава Эдуард Лысенко в бытность свою ещё выходцем из ярославской IT-сферы успел поработать директором по продажам в российском представительстве американской IT-компании Avaya. То есть человек занимался продажей в России американских технологий — это была его работа. Как известно, работа в такой должности — это связи, знакомства, контракты с американскими поставщиками и так далее.

Нам пока не рассказывают, где будут храниться данные о распознанных лицах пассажиров метро. Либо это будет Big Data умного города в ДИТ, либо — в МВД. Кто будут те люди, которые станут работать с системой? И понимают ли вообще власти Москвы, что этим людям будет доверено очень многое?

Чиновники ошибочно думают, что это они приобретают эту власть. Это ерунда. Представьте себе чиновника уровня мэрии, ведомства или региона. Он думает: «Круто, можно собирать данные про всех. А вот интересно, такую штуку можно вычислить? И про Ивана Петровича, который меня давно интересует, и вообще про всех? Надо позвать айтишника». Зовёт он своего подчинённого, министра по информационным технологиям региона, а тот уже зовёт разработчика, чтобы из первых уст,

— обрисовал Царьграду эту ситуацию один из крупнейших специалистов в сфере IT в России Игорь Ашманов.

По его мнению, опасность состоит в том, что айтишники, непосредственно работающие с такими базами данных, — это не сотрудники органов, находящиеся под подпиской. Если это корпоративные сотрудники (допустим, чего-то вроде «Максимы»), то теоретически им никто не мешает выполнять «заказы» со стороны по слежке за людьми или продавать третьим лицам доступ к базе. Естественно, это было бы преступлением, однако, повторюсь, сейчас у нас нет законов, которые бы защищали распознанные видеообразы человека. Ну а власть над системами сосредоточена в руках разработчиков и операторов систем видеонаблюдения и распознавания.

«То есть решать будет некий человек с техническим образованием, с часто довольно низкими моральными качествами, условный хипстер с низкой лояльностью к стране или просто с низкой лояльностью к гражданам. И он получает доступ к таким интимным вещам», — пояснил Ашманов.

Когда появилась система «Поток», позволяющая распознать в потоке машин госномер и передавать его с камеры на камеру, то верхние и средние чины МВД начали с азартом следить за собственными жёнами — куда они ездят. Возможность есть, запрещать никто не запрещает. Интерес большой,

— провёл аналогию специалист.

На мой взгляд, получается любопытная вилка. С одной стороны, системы слежения и распознавания лиц — это про безопасность, про борьбу с преступностью и терроризмом. И это действительно важно. А с другой — под ударом оказываются рядовые граждане, которые вовсе никакие не преступники, но их так же будут распознавать и вносить в базу.

Наконец, опыт принятия закона о едином цифровом регистре граждан сразу в трёх чтениях, без общественного обсуждения, — это лишнее подтверждение того, как подобные вещи делаются без спроса людей и без гарантий, что базы данных будут находиться строго в России, а сбор сведений будут производить только российские компании и с использованием только российского оборудования. Это и вызывает наибольшую тревогу.

Источник